ЧЕМ И КАК ЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ?

  

Человек без голоса, что птица без крыльев. (Восточная мудрость.)



Мы всегда невольно обращаем внимание на тех, кто хорошо говорит, отдаем им предпочтение. Красноречие — сильный «козырь» в борьбе за место под солнцем. И как тяжело этого добиться человеку, которому приходится преодолевать еще одно препятствие — невозможность легко и красиво говорить.



Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, в обучении и личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих.



По мере взросления увеличивается интенсивность речевого общения и значение речи в жизни ребенка, что приводит к осознанию своего дефекта. Переживания приобретают другое качество, становясь более систематическими и все более мучительными.



Поэтому, как и вообще в медицине, при лечении заикания действует неукоснительное правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни. Тем более что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга и совсем еще «пластилиновой» психикой.



ЗАИКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ



Заикание представляет собой нарушение темпа и ритма речи, проявляющееся в непроизвольных остановках и повторениях отдельных звуков и слогов. При заикании возникают судороги тех мышц, которые задействованы при говорении. Это мышцы губ, языка, мягкого неба, гортани, диафрагмы, грудные и брюшные мышцы. При заикании наблюдаются различные нарушения общей моторики как в виде насильственных движений (тики мышц лица, шеи), так и произвольных уловок или вспомогательных движений, используемых для облегчения речи и маскировки речевого дефекта.



Человек не может точно соблюсти последовательность произнесения тех или иных звуков, пытается поправиться, запинается, начинает снова произносить слова и фразы — так возникает речь, известная нам как речь человека, страдающего заиканием. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая такую речь. Попытки говорящего преодолеть судорогу, как правило, приводят к усилению заикания.



Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Большинство исследователей отмечают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, Gerdner объективно показал изменение нейровегетативной реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).



В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладает его невротическое «обрастание», т. е. страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению, что, в свою очередь, утяжеляет собственно речевые нарушения, образуя порочный круг.



Заикание может возникать внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Заиками не рождаются, навыки речи дети приобретают, а не наследуют. Голосовая деятельность у человека начинается с момента рождения, то есть с первого, носящего рефлекторный характер крика ребенка. Через неделю после рождения ребенок должен реагировать на громкий звук или шум. К концу второго месяца у ребенка начинают появляться звуковые комплексы с входящими в них некоторыми согласными. Спустя несколько месяцев он узнает голос мамы, через четыре месяца откликается на свое имя.



Если этого не происходит, следует обратиться к специалистам. До года особенно интенсивно развивается интонационная сторона речи в тесной взаимосвязи с эмоциями, жестами и мимикой и подготавливается звуковая база речи. На этой почве появляются первые слова, и в дальнейшем развитие речи обычно определяют по объему словаря ребенка.



Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления.



Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи, использование в семье для общения двух языков. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.



Не всем детям легко дается обучение речи. Обучение пониманию и использованию речи — процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Некоторые из них испытывают трудности при попытке из звуков составить слово. Многие дети в возрасте от двух до семи лет проходят через естественный период неплавной и неслитной речи. Обычно это проявляется в повторении или растяжении первых звуков во многих словах, целых слов и фраз, а также в частом использовании междометий.



Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и произношение, структура предложений, словарный запас. Детям требуется время, чтобы овладеть речевыми навыками, и это, в свою очередь, может сказаться на плавности речи ребенка. Но если повторения встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.



Предполагается, что причиной возрастного нарушения плавности речи может быть сочетание естественных процессов развития речи, развития моторного контроля речи и стрессов, связанных с ближайшим окружением ребенка. Это типично для так называемых «занятых семей».



Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Некоторые дети «вырастают» из этого естественного периода, а некоторые в нем так и остаются.



Заикание отличается от прерывания речи в норме по виду, частоте и продолжительности прерывания речи. Процент прерывания речи может быть вычислен подсчетом числа прерывания речи за сто слов. Заикание происходит, если частота прерывания речи составляет 10% и более. Мимика, напряженные жесты ребенка указывают на то, что нарушение плавности речи пугает ребенка.



Американская ассоциация плавной речи опубликовала список предупреждающих признаков, указывающих на начальную стадию заикания.



Частое повторение звуков и слогов.



Повторение слогов, в которых звук э-э-э замещает правильные гласные.



Пролонгированные звуки.



Частое растягивание гласных.



Тремор (дрожание мышц) рта и челюсти во время речи.



Избегание слов, откладывание слов, ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».



Расстроенный вид.



Напряженный вид мышц лица и шеи.



Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.



ОТКУДА У НАШЕЙ РЕЧИ «НОГИ» РАСТУТ?



Для нормальной речи необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и прежде всего корковых речевых зон. За плавность речи отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков.



• Моторный (двигательный) «центр Брока» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) регулирует голосовой аппарат (связки, мыщцы гортани, дыхательную мускулатуру) и управляет всем тем, что участвует в произношении («шевелит» языком, губами). «Область Брока», где формируется двигательная программа речевого высказывания, расположена в заднем отделе третьей лобной извилины, поражение которой у взрослых приводит к так называемой моторной афазии (распаду речи из-за перевозбуждения двигательных центров речи).



• Сенсорный (чувствующий) «центр Вернике» (по фамилии нейрофизиолога — первооткрывателя данного мозгового центра) — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь, т. е. обратную связь «речь — слуховой анализ речи». «Область Вернике» расположена в заднем отделе верхней височной извилины. С этой областью в значительной степени связано узнавание устной речи. При поражении этой области у взрослых возникает сенсорная афазия (речь «взахлеб»).



• «Ассоциативные» (объединяющие) центры, расположенные в нижней теменной доле, «анализируют» услышанное и «думают», что говорить дальше, осуществляя «планирование» речи. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы (при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга), когда страдает ассоциативный центр, речь человека становится бессмысленной.



Слитная и плавная речь — процесс непрерывный, круговой, чтобы он не прерывался, все три мозговых речевых центра должны работать слаженно и синхронно. Таким образом, говорить, слышать, что мы говорим, обдумывать сказанное нами и подбирать новые слова, чтобы их произнести, мы должны с одинаковой скоростью.



Когда нарушается синхронность работы речевых центров — нарушается и наша речь: исчезает плавность, возникают запинки, повторы, судорожные сокращения мышц, т. е. появляются симптомы заикания.



ЕСЛИ Я ЗАИКАЮСЬ — НА ТО У МЕНЯ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ.



Заикание в значительной мере напоминает группу «модных», так называемых психосоматических заболеваний, для возникновения которых характерна необходимость сочетания наследственно обусловленной почвы, или, как говорят, слабого места, и чрезвычайных обстоятельств, которые испытывают это слабое место «на прочность». Так называемое невротическое заикание (логоневроз) возникает по самым разным причинам.



Как и все неврозы, заикание возникает в результате повышенных требований внешней среды к слабому месту.



Чаще всего заикание возникает в возрасте между тремя и пятью годами — в период, когда происходит активное развитие связной фразовой речи. С одной стороны, потому что механизмы и навыки речи у ребенка этого возраста еще не достигли автоматизма, а с другой стороны, речь уже является существенным элементом общения с миром — именно в силу этих обстоятельств речь и становится тем уязвимым местом, которое первым страдает при стрессовых ситуациях.



Следует отметить: хотя предрасположенность к заиканию может сохраняться очень долго, но проявляется порой только в чрезвычайных обстоятельствах или в стрессовой ситуации. Предрасполагающие причины ослабляют нервную систему ребенка, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, вирусные инфекции, истощающее заболевание, перенесенный наркоз, внутриутробные, при - и послеродовые травмы, подражание, педагогическая запущенность).



К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные или длительно действующие психотравмирующие ситуации, например, вследствие испуга, шока (являющиеся, по сути, сильными нервными потрясениями, вызывающими «поломки» нервной системы), неправильные приемы воспитания, конфликтные отношения в семье, неблагоприятное речевое окружение.



Заикание может также появляться при задержке общего, в том числе и речевого развития (недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений) при выраженном поражении центральной нервной системы. А также при ускоренном развитии речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер («заикание развития»).



Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения центральной нервной системы (например, сопутствующее заболевание при черепно-мозговой травме, эпилепсии, энцефалитах, детском церебральном параличе, прогрессировании гидроцефалии, т. е. водянке головного мозга), без связи с явной психотравмирующей ситуацией.



Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи. Оно, как правило, гораздо труднее поддается лечению. Его проявления зависят от основного заболевания.



«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ



Если заикание только что появилось у вашего ребенка, необходимо обратиться к логопеду, психотерапевту или невропатологу. Одновременно желательно создать ребенку наиболее щадящий речевой режим: ограничить речевое общение с ним до минимума, вплоть до перехода на некоторое время на язык жестов и рисунков, превратив такое общение по возможности в увлекательную игру.



Желательно исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки, например, шумные игры, занятия спортом, просмотр телепередач и тому подобное. В этот период необходимо проявить максимальное душевное тепло и ласку в отношениях с ребенком.



Для предупреждения заикания не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значения слов, а также искусственное подстегивание темпа речи создают условия для возникновения заикания.



Особое значение в случае затянувшегося заикания приобретает речь родителей. Родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребенком (а также в его присутствии) фонетически и грамматически правильную, спокойную, четкую речь. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.



Одно из последствий заикания — психическое и мышечное напряжение ребенка. Следует научить его предотвращать или снимать это напряжение, если оно уже возникло. Постарайтесь превратить занятия в игру, сделать их интересными.



БОРОТЬСЯ С ЗАИКАНИЕМ ИЛИ БОРОТЬСЯ ЗА ХОРОШУЮ РЕЧЬ?



С давних времен периодически возобновлялся поиск лекарственных средств, способных предотвратить заикание. Особые надежды возлагались на препараты, оказывающие влияние на нервную систему. Многолетний опыт показал, что большинство из них не оказывают желаемого действия на речь пациентов, хотя, бесспорно, они полезны в тех или иных случаях, в частности, при наличии признаков невроза.



Поскольку, согласно теоретическим представлениям, заикание является результатом судорог артикуляторных мышц, определенные надежды возлагались на противосудорожные препараты, но эти надежды в целом также себя не оправдали. Можно сказать, что применение тех или иных, в том числе противосудорожных, лекарств может быть полезно при оказании помощи отдельным заикающимся, но не в качестве самодостаточного лечения, а в сочетании с другими лечебными мероприятиями.



Поскольку заикание — это сложная проблема, то его лечением занимаются специалисты различных профилей в комплексе. Целый ряд разнообразных методик позволяет косвенно вмешиваться в «природную голосовую стихию». Синхронизировать скорость речевых мозговых центров можно с помощью логопедических приемов, невропатологических методов, общеукрепляющих процедур, медикаментозной поддержки, физио - и рефлексотерапии, обучения эффективной работе речевого аппарата.



Каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания:



Врачи-психоневрологи назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.



Врачи-психотерапевты используют различные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.



Рефлексотерапевты, иглотерапевты, воздействуя на специальные биологически активные точки, снимают нервное напряжение. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с различными лекарствами).



Психологи учат заикающихся общаться в разных жизненных ситуациях.



Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, говорить плавно и ритмично.



Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия, включающие закаливание, массаж, лечебную физкультуру.



Большинство современных специалистов при лечении заикания предпочитают достаточно длительный многоступенчатый подход с применением различных методов помощи.



Кроме уже перечисленных, существуют еще и дополнительные формы помощи заикающимся, к которым относятся лечебные ванны, рефлексотерапия, курортное лечение и т. д. По большей части такого рода лечебные средства оказывают симптоматическое действие на состояние мышечной, периферийной и центральной нервной систем. Курортное лечение в сочетании с психотерапией полезно после проведения комплексного логотерапевтического воздействия. Это способствует закреплению результатов лечения и социальной адаптации.



Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий: в первую очередь от его механизмов, сроков начала лечебного воздействия и полноты его применения, от возраста и т д. Можно считать, что чем моложе человек, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.



Наиболее благоприятным является возраст 2 — 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 — 16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.



В случае речевых расстройств, в частности, заикания, лечение в значительной мере заключается не в борьбе с теми или иными симптомами, а в формировании навыков правильной речи и правильного речевого поведения. При этом следует помнить, что чем дольше ребенок заикался до обращения за помощью, тем более прочный навык неправильной речи приобрел. Значит, и формирование нового навыка потребует весьма значительных усилий.



Не зря существует поговорка: «Ломать, не строить». Чтобы новая плавная речь приобрела устойчивость, требуется максимум внимания, усилий, времени, спокойствия и режим наибольшего благоприятствования для этой новой речи. Можно сравнить ее с новорожденным ребенком. Если мы хотим, чтобы он вырос здоровым и сильным, мы должны окружить его вниманием и заботой. И постепенно непривычное сделать привычным.



Но мгновенное исцеление — миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление — это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого заикающегося человека.



И только тогда, когда новый речедвигательный навык автоматизирован и уже находится на уровне подсознания, а отношения с окружающими нормализованы, закрепляется новое нормальное устойчивое отношение к стрессовым воздействиям и происходит действительный отрыв от заикания.



НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР БИОКИБЕРНЕТИКИ (НИЦ БКБ)



(Руководитель — канд. мед. наук А. А. Блудов)



ПРОГРАММА-ТРЕНАЖЕР «BreathMaker» («творец дыхания, или тот, кто вдохновляет»)



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ: программа-тренажер «BreathMaker» ставит своей целью полное восстановление речевой функции и повышение качества речи выше среднего уровня.



Во время занятий компьютерная программа увязывает воедино работу трех мозговых речевых центров (моторного «центра Брока», сенсорного «центра Вернике», «ассоциативных центров»), автоматически устраняя перевозбуждение «центра Брока» и тем самым первопричину заикания и спазмов. Поэтому новые правила речи довольно быстро входят в привычку, и речь пациента становится свободной. Более того, пациенты начинают говорить лучше, выразительнее, чем среднестатистические люди, и получают дополнительные преимущества.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: новая версия компьютерной программы «BreathMaker 4.x» включает два режима — «речевой протез» и «развитие дикторских способностей».



Комплект поставки: CD, подробное «Руководство пользователя» с видеоуроком, электронный ключ аппаратной защиты.



Системные требования: Pentium 166, 32 Mb RAM (и выше), звуковая карта, микрофон, наушники, экранирующие прямое восприятие речи.



КОГО ЛЕЧАТ: компьютерная программа «BreathMaker» предназначена в основном для пациентов старше 7 лет, поскольку предполагает относительно высокий уровень самосознания, саморегуляции, самоконтроля. Однако лечить заикание, как известно, лучше начинать как можно раньше. Поэтому и маленьким заикам (до 7 лет) мы тоже рекомендуем заниматься по «BreathMaker» под руководством взрослого наставника.



ОГРАНИЧЕНИЯ: лечить заикание на тренажере «BreathMaker» не представляется возможным при эпилепсии, олигофрении, при острых формах психических заболеваний и грубых органических нарушениях центральной нервной системы.



ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ



КУРС ЛЕЧЕНИЯ: лечебный курс состоит из трех последовательных этапов:



1-й — чтение без заикания;



2-й — общение без заикания (отрабатывается разговорная речь и добавляется эмоциональный компонент);



3-й — развитие дикторских способностей.



Первый и второй этап проводятся с использованием «речевого протеза», который нормализует речь пациента. Третий этап проводится без наушников и максимально приближается к реальной жизни.



В дальнейшем пациенту нужно заниматься дома — несколько раз в неделю по 1,5 часа в течение месяца-двух. Это позволит закрепить правильные навыки речи — именно так, как научили в центре. Максимального быстро результата достигают школьники и студенты, которые ежедневно в течение курса лечения занимаются на тренажере «BreathMaker». Верхний возрастной предел не ограничен.



КАК ЛЕЧАТ: на первом же занятии пациент, используя наушники и микрофон, должен перестать заикаться. И вот почему это произойдет.



Компьютерный «речевой протез» — искусственное звено между слуховым восприятием и собственной речью. Канал непосредственного прямого восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Это приводит к разрыву патологических связей между восприятием и произношением собственной неправильной речи.



Даже если человек начинает читать, заикаясь, в микрофон, программа при помощи так называемых клинических фильтров «обрабатывает» его речь двумя способами: она вырезает разрывы речи, блокируя запинки, и увеличивает продолжительность гласных, автоматически устанавливая правильное речевое дыхание.



Произношение невольно становится плавным и непрерывным, поскольку ваша собственная речь, но уже исправленная, «улучшенная речь», возвращается к вам через наушники, воспринимается, а затем анализируется «ассоциативными центрами» правильно. Это приводит к резкому снижению возбудимости «центра Брока» и синхронизации работы всех речевых центров.



В новой версии программы «BreathMaker 4.x» появилась возможность уменьшить время, необходимое для модификации речи, до 0,05 — 0,1 сек. что позволяет легче перейти к 3-му этапу — «Развитию дикторских способностей» у больных, страдающих тяжелыми формами заикания (логоневрозами).



На занятии, отрешившись от всего постороннего, пациент ориентируется только на звукоусиленную, правильно произносимую фразу. Человеку уже не надо напрягаться в поисках правильного произношения. Он вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую слышит. Говорить неправильно ему становится просто неудобно!



В этот момент дыхание автоматически делается правильным, поскольку в 2 — 3 раза увеличивается продолжительность выдоха. Компьютер обеспечивает закрепление новых, более правильных в физиологическом понятии этого слова, вегетативных рефлексов (реакций нервной системы), участвующих в работе речевых центров.



Именно на длинном выдохе (как во сне) к пациенту приходит такое долгожданное состояние спокойствия, и устоявшаяся модель заикания разрушается. Вот почему уже на первом занятии заикание, как правило, устраняется немедленно даже при тяжелой форме. А в процессе тренинга пациент постепенно привыкает говорить по-другому. Он фиксирует свою правильную речь и поэтому говорит чисто даже при выключенном компьютере. Кроме того, устраняется комплекс неуверенности в себе, когда при малейших запинках начинается критика.



«Развитие дикторских способностей» на третьем этапе помогает пациенту закрепить полученные навыки «новой» речи без заикания. Читая и пересказывая вслух литературные тексты, он учится не только говорить правильно, но и красиво, уже совсем отбросив речевой «костыль».



В этом режиме программы у пациента развивается дикция. Ведь содержание художественных текстов требует смены высоты темпа, силы и легкости звучания голоса. Поэтому изменяются также интонация, артикуляция, мимика, поза, жесты, взгляд. В ходе тренинга пациент постепенно увеличивает объем запоминаемого и пересказываемого текста, что помогает развивать наиболее слабые ассоциативные центры, которые несут нагрузку как по удержанию в памяти блока текста, так и по правильному выстраиванию собственных предложений.



Методические приемы представлены в видеоуроке, который ведет автор метода, а также осваиваются на индивидуальном практическом занятии в центре.



Свои речевые успехи вы сможете наглядно оценить: результаты каждой тренировки (6 окошек) выводятся на экран компьютера. Тренирующийся должен визуально контролировать свою речь при помощи графиков на дисплее.



Наиболее важными графиками, контролирующими правильность речеобразования и устранения речевых спазмов, являются графики уровня высоких формант голоса (зона обертонов в спектре речи, формирующих специфический тембр голоса, а именно яркий и уверенный оттенок голоса — «металлический» (мужчины) или «серебристый» (женщины). Каждый тренирующийся должен найти свои интонации. Заикание, как правило, прекращается при значении высокой форманты голоса более 30%, что и служит индикатором, «лакмусовой бумажкой» эффективности тренинга.



Программа фиксирует ваш «вокал» — высокие и низкие звуки (удельный вес высокой и низкой форманты голоса). А также ваши психологические показатели — эмоциональный уровень, уровень потенциальной агрессии, уровень ажитации и тревожности. На этом этапе пациент самостоятельно анализирует все эти взаимосвязанные характеристики речи в реальном времени. Что, без всякого сомнения, усиливает уверенность в своих силах.



Подобный мониторинг, обеспечивая обратную визуальную связь, освобождает пациента от постоянного самонаблюдения. Все его внимание теперь сосредоточено только на точном донесении мысли. Напряжение ослабевает, психическое состояние нормализуется, и проблема заикания исчезает сама собой.



ИЗЮМИНКА: тренинг с помощью «речевого протеза» программы «BreathMaker» формирует непрерывную, но искусственную, замедленную, монотонную речь, лишенную эмоциональной окраски. Благодаря дикторскому модулю программы «BreathMaker» эта «занудная» речь исчезает. «Развитие дикторских способностей» — тот мостик, который позволяет перейти к естественной, четкой, эмоциональной, выразительной речи до уровня профессионального диктора.



РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ: окончательно от заикания можно избавиться только в процессе нормального общения. Порочная, но давно сложившаяся привычка говорить запинаясь поначалу сильнее новой. Человек ни с того ни с сего может опять начать заикаться в стрессовых ситуациях. Поэтому врачи рекомендуют предупреждать возможный возврат заикания и заранее проводить одно-два занятия на тренажере «BreathMaker».



В конечном итоге пациенты сами начинают управлять своей речью — навык гладкой, бессудорожной речи, поддерживаемый компьютером, переносится на повседневное общение. Постепенно уходят вторичные наслоения заикания (навязчивые мысли, страх речи, уловки). На протяжении года, в который укладывается основной курс и поддерживающие микрокурсы реабилитации, новые навыки речи многократно проверяются в самых разнообразных ситуациях. Речь нормализуется, устанавливается правильная интонация. Заикание уходит навсегда.



СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ:



1. Родителям малышей нужно проводить компьютерные тренировки в форме увлекательной игры. Через игры легче всего длительно удерживать внимание ребенка и повысить его заинтересованность. Если малыш еще не умеет читать, то пусть повторяет за вами текст, пересказывает сказки, учит стихи. Выбирайте рассказы с увлекательным сюжетом.



2. Тренажер «BreathMaker» также полезен людям «речевых» профессий: дикторам, актерам, лекторам, юристам, педагогам, экскурсоводам, общественным деятелям для постановки голоса. Режим программы «Развитие дикторских способностей» укрепляет речеголосовой аппарат, делает голос более выносливым, улучшает его тембр и расширяет диапазон, придавая особый «магнетизм» вашему голосу для собеседника.



ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ: применение «BreathMaker» одобрено и разрешено Минздравом России. Имеется международный патент.



ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНАХ: первое индивидуальное занятие проводится совместно с врачом бесплатно; $250 за компьютерный комплекс «BreathMaker» и дальнейшую поддержку до «победного конца».



РЕЗЮМЕ ДОСТОИНСТВА:



Комплексность — целый ряд методик лечения заикания, реализованных невропатологами, логопедами, психиатрами, психотерапевтами и программистами на базе «BreathMaker», обеспечивает суммарный эффект действия компьютерного тренажера.



Антидепрессивное действие модифицированной речи за счет соответствия акустических частот биоритмам мозга («эффекта Monroe») повышает настроение и веру в свои силы. Некоторые элементы методики модификации речи были реализованы и апробированы в логопедической практике на протяжении длительного времени. Современная реализация методики акустической обратной связи, фильтрующей разрывы «речевого круга», позволяет качественно увеличить ее надежность и доступность, а также расширить возможности методики за счет визуализации речи.



Универсальность — программа может успешно использоваться при лечении как невротического, так и неврозоподобного заиканий и при некоторых других видах речевых расстройств.



Доступность большинству пациентов, независимо от места проживания, так как «BreathMaker» разработан под Pentium 166 и может использоваться на домашних компьютерах.



Надежность — невозможность механической поломки программного обеспечения.



Удобство применения — свобода выбора режимов программы и времени тренировок, наглядность результатов.



Самостоятельность в речевых победах. Формирование нормальной речи подвластно самим заикающимся, многие из которых давно уже от самих себя никаких речевых успехов не ждут.



НЕДОСТАТКИ: ваш лечебный успех зависит от некоторых индивидуальных факторов: терпения, трудолюбия, волевых качеств, мотивации, порога обучаемости.



ОБЩАЯ ОЦЕНКА: методика модификации речи, реализованная в тренажере «BreathMaker», имеет самые высокие российские и международные показатели в излечении от заикания, так как лечит даже тяжелые формы заикания в подавляющем большинстве случаев — 94 — 96%. Данный факт подтверждают наблюдения, проводящиеся с 1996 по 2002 гг. (по данным, предоставленным компаниями BWC Ltd (Великобритания) и ITTG Inc (Израиль).



Наш консультант: Андрей Анатольевич БЛУДОВ, врач-невропатолог, кандидат медицинских наук.


Заикание. Методы преодоления заикания. Причины заикания. Симптомы заикания. За советом к логопеду. SolNet. EE - СОЛНЫШКО

Заикание - это отсутствие информации о том,



Что такое заикание.



Казимир Маркович Дубровский



22 октября - всемирный день больных заиканием.



Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.



Немного истории



Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.



В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.



На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т. д.



В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).



К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:



1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.



2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.



3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.



Таки образом, в конце 19 - начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание - сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.



Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса. Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД - речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции.



Стремление русских исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения находит многочисленных последователей и за рубежом: в Чехии, Болгарии, в Польше, Германии.



Причины заикания



В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие ("почву") и производящие ("толчки"). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.


Предрасполагающие факторы ("почва"): Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность. Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях. Неблагоприятные условия : Физическая ослабленность детей. Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы. Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер. Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими. Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений. В группе Неблагоприятных причин выделяются: Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями

А) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);



Б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;



В) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).


Психические и социальные причины:

А) кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);



Б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;



В) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;



Г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);



Д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося),



Е) переучивание леворукости.

Симптомы заикания



Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.



1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.



Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).



Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.



При Тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: "т-ополь" (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).



При Клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений - мышц - клонус: "то-то-тополь".



Т. о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.



В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.



При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).



Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:



Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся блеющий ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").



Размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).



Вокальная. свойственная детям (протягивание гласных звуков).



В артикуляционном аппарате выделяют судороги - губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно - щелевых.



В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников - 43,1%, средних - 14,95% и старших - 13,1%.



В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.



К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.



Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.



2.Социальные (психологические) симптомы.



Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.



1. Нулевая степень фиксации.



Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.



2. Умеренная степень болезненной фиксации.



Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.



3. Выраженная степень болезненной фиксации.



Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это - подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.



Степени заикания



Различают 3 степени заикания:



1) Легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;



2) Средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;



3) Тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.



Типы течения заикания



Выделяют следующие типы течения заикания:



- Постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);



- Волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);



- Рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).



Сопутствующие заболевания



Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.


Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра "Прогноз"):
    1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника.


2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов.



3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп.



4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.



5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей.



6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%.



7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.
Распространенность заикания

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой - учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.



Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.



Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).



Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае - еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).



Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.



Прогноз



Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста.



Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз.



Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий исход коррекции менее благоприятен. В этом случае чаще возможен рецидив.



Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т. к. кллонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Следовательно, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается данному воздействию.



Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.



Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функциональные сдвиги, не дают органических изменений ЦНС. При заикании, возникшем в результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т. п.).



Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. По данным того же автора, из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.



Статистические данные



По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19% - значительное улучшение, в 13% - отсутствие успешности, в 8% - рецидивы.



По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 4-7 лет по окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев, значительное улучшение - в 26,3%, заметное улучшение - в 3,5% случаев.



По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение - у 47,8%, незначительное улучшение - у 12,5%.



Показатели коррекции менее эффективны у школьников.



По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.



По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которого начата коррекционная работа.



При органической основе заикания результаты значительно хуже, нежели чем при функциональной.



На эффективность преодоления заикания влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации больного на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случае легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации).



Методы преодоления заикания



Логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.



Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!



Правила и упражнения в плавной речи



Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.



1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.



2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.



3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.



4. При разговоре стой или сиди прямо.



5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.



6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.



7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.



8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.



9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.



10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.



11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.



12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.



Первые признаки заикания


Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
    если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить; употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку Заикание легче предупредить, чем лечить.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:



1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.



2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.



3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.



4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.



5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т. п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.



6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.



7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.



8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.



9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.



10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.



11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.



Куда обратиться за помощью



1. Центр патологии речи и нейрореабилитации под руководством академика В. М. Шкловского.



Там функционирует отделение логоневрозов, где и осуществляется реализация комплексного подхода в лечении заикания. Центр патологии речи и нейрореабилитации является государственным медицинским учреждением; лечение лиц, имеющих страховой полис обязательного медицинского страхования Московского городского фонда проводится бесплатно.



Адрес: г. Москва, улица Яузская, дом 11, корпус 7А.



Контактные телефоны:



Диагностическое отделение: (495) 915-05-85



Отделение логоневрозов: (495) 915-22-72



Детское отделение: (495) 915-37-67, 915-37-70



E-mail: admin(@)mpgu. ru



2. Лечебно-диагностический центр "Прогноз" в Санкт-Петербурге.



Адрес: ул. Варшавская, 100, ул. Некрасова, 31 (филиал)



Контактные телефоны: (812) 373-30-27, 273-89-83



3. НИИ уха, горла, носа и речи.



Адрес: 198013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д.9, 4-е отделение речи.



Тел. (812) 316-25-13, факс (812) 316-54-29.



Отделение патологии голоса и речи:



Тел. (812) 316-50-12, (812) 316-20-07, (812) 316-51-12.



4. Медицинский центр "Медицинская Лига XXI век", врач-психотерапевт Рассказов Илья Юрьевич.



Адрес: г. Москва, ул. Крымский вал д.8 (м. Октябрьская, радиальная)



Компьютерная программа развития речи при заикании "Демосфен". Запись на консультацию - по тел. 517-27-06, e-mail: contact@podsoznanie. ru



5. Клиники в Германии



- Клиника нейролингвистики университетской клиники г. Аахен, Prof. Dr. med. Noth,



- Институт интенсивного лечения заикания, г. Кёльн, Dr. Zueckner, Dr. Natke, Dr. Heil, Нейрологопедия, г. Золинген, Dr. Kuckenber,



- Институт лечения заикания, г. Ройтлинген, Dr. Rolf Hahn.



Офис в Германии (г. Дюссельдорф)



40212 Duesseldorf



BRD



Телефон: +49 (0) 211-468-91-447



Факс: +49 (0) 211-468-91-448



E-mail: MYBelilov@earthlink. net



Телефон: 718-667-3349



Организации поддержки заикающихся в мире



1. Международная ассоциация заикающихся (ISA)



Http://www. stutterisa. org/



2. Израильская ассоциация заикающихся (AMBI)



Http://www. ambi. org. il



Литература



1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. АПН РСФСР, 1958.



2. L. De Nil and H. G. Bosshardt Studying stuttering from neurological and cognitive information processing perspective. Proceedings of the Third World Congress of Fluency Disorders in Nyborg, Denmark, pp 53 - 59, 2000.



3. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. - Днепропетровск, 1975.



4. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии). Под ред. В. Е. Рожнова. - М. 1974.



5. Лоуэн А. Радость. - Минск, 1999.



6. Когновицкая Т. С. Частота основного тона голоса у детей страдающих заиканием. - В сб. Вопросы патологии голоса и речи, НИИЛОР, М. 1983.



7. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. - М. 1993.



8. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. - Л. Наука, 1988.



9. Бехтерева Н. П. Кабарова Д. К. Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. - Л. Медицина, 1978.



10. Волкова Г. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, Серия: Коррекционная педагогика [338] Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г.



11. Смирнова Л. Н. "Логопедия при заикании: Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду: Пособие для логопедов, воспитателей и. МОЙ МИР - М. Детская литература.



12. Парамонова Л. "О заикании: профилактика и преодоление недуга".



13. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. - М. Просвещение, 1966. - 96 с.



Логопед-дефектолог,



Специально для детского портала "Солнышко" .



Опубликовано 17 сентября 2008 г.



Количество комментариев: 53

скачать dle 12.1

 

 



КОНТАКТЫ
Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!