ДЕТСКИЙ МАССАЖ - Елена Л. Исаева

  

Дыхательные упражнения обязательно нужно сочетать с массажем. По мере выздоровления малыша и улучшения его общего состояния продолжительность занятий увеличивайте до 10–25 минут и проводите их 2–3 раза в день. Помимо описанных выше, в ежедневный комплекс вводите обычные для возраста упражнения. Кроме того, постепенно наращивайте нагрузку на организм за счет массажа, увеличения продолжительности выполнения упражнений и их количества.



Однако при их выборе нужно учитывать общее состояние ребенка, особенности заболевания и степень отставания в развитии. В последнем случае консультация педиатра обязательна.



Примерные комплексы лечебной гимнастики и массажа, рекомендуемые в остром периоде орви после снижения температуры



В период заболевания ОРВИ противопоказано класть ребенка на живот, а значит, и все те упражнения, которые выполняются из положения лежа на животе, запрещены. Это связано с тем, что на животе у грудных детей затруднено дыхание, так как подвижность грудной клетки блокируется. Однако положение лежа на животе может быть использовано после выздоровления для восстановления дыхательных функций.



Примерный комплекс для малышей 1–4 месяцев



1.Поглаживание рук.



2.Поглаживание ног.



3.Поглаживание стоп.



6.Поглаживание грудной клетки.



2.Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.



3.Поглаживание ног.



4.Поглаживание и легкое растирание стоп.



5.Рефлекторные упражнения для стоп.



6.Одновременное сгибание ног.



7.Повороты на бок и обратно из положения лежа на спине.



5.Одновременное разгибание и сгибание ног.



6.Поворот на бок.



7.Массаж живота (все приемы).



8.Массаж спины в положении сидя на руках (поглаживание, растирание и легкие похлопывания).



9.Поглаживание передней поверхности грудной клетки.



10.Круговые движения руками.



Массаж и лечебная гимнастика при плоско-вальгусной установке стоп и плоскостопии



Плоскостопие относится к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, связанным с понижением свода стопы. У маленьких детей истинное плоскостопие встречается редко, чаще всего эта врожденная форма проявляется в виде деформации стоп. Намного чаще врачи ставят диагноз «плоско-вальгусная установка стоп», которым обозначается отклонение пятки наружу.



При ходьбе, стоянии, беге и прыжках стопа служит не только опорой, но и своеобразным амортизационным устройством, смягчающим возможные удары и толчки. Эта важная функция обеспечивается анатомическим строением стоп, кости которых образуют три свода, укрепленные связками и мышцами.



Продольный внутренний свод располагается на внутренней части стопы и выполняет функцию рессоры. Продольный наружный свод расположен на наружной части и обеспечивает опорность стоп. Поперечный свод, точно так же как и внутренний продольный, при ходьбе и беге смягчает толчки и удары. Для того чтобы они сформировались правильно, важно не только правильное взаимное расположение костей стопы, но и соответствующее состояние ее связок, а также согласованная работа мускулатуры как стопы, так и голени.



Стопа маленького ребенка не является точной копией стопы взрослого человека, у нее есть характерные особенности. Например, костный аппарат ребенка сформирован только частично: большая часть костей имеет хрящевую структуру, а связки и мышцы сильно подвержены растяжению. Свод стопы окончательно формируется к 3–4-му году жизни, хотя слабость связочного и мышечного аппарата даже у вполне здоровых детей наблюдается до 6–7-летнего возраста.



Стопы малыша до 3-летнего возраста со стороны кажутся совершенно плоскими, так как их свод заполнен жировой подушкой, маскирующей костную основу. В том, что плоскостопие отсутствует, можно убедиться, поставив ногу ребенка на плоскую поверхность и просунув палец под свод стопы с внутренней стороны. Если он входит свободно, значит, плоскостопие только кажущееся, а костная основа стопы отделена от поверхности пола или стола слоем жира.



Но если, глядя сзади на ноги ребенка, вы заметили отклонение пяток наружу относительно долевой оси голени либо ваш ребенок начинает носить первую обувь, «заламывая» задники или снашивает ее неравномерно, это является серьезным поводом для визита к ортопеду. Ранняя диагностика плоскостопия и своевременное лечение предотвратят развитие болезни и сделают ноги вашего малыша крепкими и здоровыми.



Плоско-вальгусная установка стоп у малышей первого года жизни образуется за счет общей слабости организма, в частности слабости мышц, сниженного мышечного тонуса и недоношенности, а также частых и тяжело протекающих респираторных инфекций, осложненных бронхитами и пневмонией. На состоянии стоп неблагоприятно сказывается и рахит.



Одним из самых эффективных профилактических средств является укрепление общего состояния ребенка и обеспечение ему достаточной двигательной активности. Уже с первых месяцев жизни нужно предоставить ему свободу движений, так как это способствует правильному развитию его мышц. Нельзя также стеснять стопы слишком тугими носками или ползунками, а малышам до года не следует покупать жесткую обувь.



Массаж, плавание и специальная гимнастика помогут укрепить и развить органы и системы ребенка, а также улучшить обменные процессы и стимулировать иммунитет. Дети, с которыми занимаются, реже болеют и лучше подготовлены к той нагрузке, которая предстоит их стопам с началом ходьбы.



Первые шаги ребенка – очень ответственный момент. Его ждут с нетерпением, поэтому некоторые родители пытаются ускорить события. Не стоит торопиться, пусть ваш ребенок ползает по полу до тех пор, пока не поднимется на ноги сам. Ведь ползание тоже является очень полезным навыком, укрепляющим мышцы всего тела.



Не ставьте ребенка на ноги: длительное стояние – очень большая нагрузка на неокрепшие кости стоп, так как отношение веса ребенка к площади его стопы выражается большей цифрой, чем у взрослого человека. А это значит, что при стоянии на опорную поверхность детских стоп (особенно на ее внутренний свод) приходится очень большая нагрузка. Если у ребенка есть лишний вес, это только усугубит ситуацию. Замечено, что у малоподвижных полных детей плоскостопие развивается намного чаще, чем у детей с нормальным весом.



Часто родители относятся к плоскостопию несерьезно и считают, что по мере роста ребенка дефект стоп выправится сам собой. Однако это заболевание сказывается не только на своде стопы, но и на состоянии всего опорно-двигательного аппарата. Например, у многих детей деформация стоп сопряжена с нарушением осанки, потому что при плоскостопии нарушается правильное положение таза и позвоночника.



Страдающий плоскостопием малыш не может правильно ходить, прыгать или бегать. Он плохо переносит длительные прогулки из-за боли в деформированных костях, поэтому такой ребенок сам ограничивает себя в движениях и старается не участвовать в играх сверстников.



При плоскостопии отсутствие рессорной функции приводит к повторяющимся микротравмам позвоночника, головного и спинного мозга. Из-за этого ребенок быстро утомляется, у него нарушаются основные нервные процессы и нередко возникают головные боли. Кроме того, деформация стоп относится к прогрессирующим процессам, поэтому только ранняя диагностика и своевременное лечение дадут удовлетворительный результат. В запущенных случаях лечение сильно затруднено и требует от родителей и врачей намного больше усилий.



Лечение плоско-вальгусной установки стоп и плоскостопия должно носить комплексный характер. Лечебная гимнастика, массаж, ортопедические стельки и физиотерапевтические процедуры – все средства коррекции должны быть использованы.



Очень важно, чтобы процесс коррекции стоп был непрерывным, продолжительным и включал любые меры, способствующие укреплению детского организма.



Массаж



При плоско-вальгусной установке стоп и плоскостопии массаж проводят на фоне общеукрепляющих процедур в соответствии с возрастом ребенка. Особое внимание нужно уделить поясничному отделу позвоночника, откуда идут нервы к мышцам ног и ягодичной области. Сами же ноги следует массировать по специальной методике.



Положите ребенка на живот так, чтобы его стопы свисали с края стола, подложив под голени мягкий валик.



1.Массаж спины: сначала выполните поглаживания вдоль позвоночника в направлении от поясничного отдела к шее, а затем по боковым поверхностям спины к подмышечным впадинам. Растирания проводите кончиками пальцев по всей спине, затем мышцы спины разомните, «попилите» гребнями согнутых пальцев и проведите заключительное поглаживание.



2.Массаж пояснично-крестцовой области: поглаживание, растирание и снова поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и вниз.



3.Область ягодиц: круговые и Х-образные поглаживания, растирание тыльной стороной пальцев, разминание и ударные приемы (похлопывание, поколачивание и рубление). Массаж завершите поглаживанием.



4.Задние поверхности ног: общее поглаживание, поглаживание бедер от подколенных ямок наружу и вверх, разминание, растирание, ударные приемы (рубление несколькими пальцами, похлопывание) и снова общее поглаживание.



5.Массаж задних поверхностей голеней более дифференцирован, так как при плоско-вальгусной установке стоп состояние мышц может быть самым различным. Начните с поглаживаний в направлении от пятки до подколенной ямочки. Воздействие на икроножную мышцу должно быть избирательным:



–по латеральной головке (наружной части икры) выполните растирание кончиками пальцев и щадящее разминание. Расслабляющие приемы применяйте более широко. Помимо поглаживаний, рекомендуются потряхивание и растяжение;



–на медиальной головке (внутренней части икры) применяйте стимулирующие приемы: энергичные растирания тыльной стороной пальцев, глубокое разминание, а также ударные приемы – рубление и поколачивание пальцами.



6.При массаже самих стоп ноге нужно придать положение супинации (подошвой внутрь). Подошву сначала погладьте, потом энергично разотрите. Внутренние края стопы также погладьте, разотрите и разомните, применяя щипцеобразный захват. Затем ребенка нужно перевернуть на спину, а валик подложить ему под колени. В этом положении сначала проведите поглаживание всей ноги, после чего перейдите к специальным приемам.



7.Переднюю поверхность бедра массируйте, используя все приемы: поглаживание, растирание, нежное разминание, потряхивание и снова поглаживание. Направление движений – наружу и вверх. Переднюю поверхность голени погладьте от стопы до колена, затем разотрите, разомните и снова погладьте.



8.При массаже голеностопного сустава применяйте поглаживание, затем разотрите мышцы вокруг лодыжек, причем внутреннюю поверхность лодыжки – более энергично.



9.Массаж тыльной стороны стопы проводите одной рукой, другой при этом поддерживайте ее в позиции легкой супинации. Из приемов применяйте поглаживание и растирание расставленными пальцами. Дополнительно можно сделать массаж внутреннего края стопы, в частности области большого пальца.



Массаж стабилизирует тонус мышц голени и стопы, а также снимает излишнее напряжение и укрепляет слабые мышцы, что очень важно для согласованной работы мышечного аппарата. Кроме того, он способствует лучшему кровоснабжению мышц, костей и связок, вследствие чего улучшается их питание, нормализуются рост и развитие ног. Эффективность таких процедур будет выше, если на фоне общеукрепляющего массажа выполнять специальные упражнения. В начале занятий движения могут быть пассивными, то есть совершаться при помощи взрослого.



1.Поворот стопы внутрь подошвой (супинация стопы).



2.Сгибание тыльной части стопы.



3.Сгибание подошвы.



4.Сгибание пальцев.



5.Супинация стоп с захватом и удержанием игрушки (мячика, кегли и др.).



6.Вращение стопами.



Приведенные упражнения должны обязательно входить в гимнастический комплекс. Со временем малыш сам освоит нужные движения и будет выполнять их самостоятельно.



Лечебная гимнастика



Лечебную гимнастику нужно проводить в тонких носках или босиком по нескольку раз в день, разбив комплекс на несколько частей так, чтобы за 1 занятие выполнять 2–3 упражнения. Особое внимание нужно обратить на выработку правильного положения стоп при ходьбе и стоянии.



Начиная ходить, ребенок широко расставляет стопы, тем самым увеличивая площадь опоры. До 2–3 лет это нормально, но в этом возрасте у малыша должна выработаться правильная походка с параллельной установкой стоп на малом расстоянии друг от друга.



Основным упражнением при плоско-вальгусной установке стоп, направленным на воспитание правильных навыков ходьбы, является ходьба по «дорожке» – доске или полосе на ковровой дорожке шириной 10–15см. вконце концов ее можно нарисовать мелом прямо на полу. После того как она будет готова, предложите малышу пройти по ней, не наступая за ее пределы. При этом нужно следить за правильной установкой стоп. Кроме того, на прогулке можно водить ребенка по бревну, имеющемуся на каждой детской площадке, бортовому камню, ограждающему тротуар в сквере, и пр.



1.«Мишка косолапый» – ходьба на наружном крае стопы.



2.Ходьба по ребристой двускатной доске.



3.Ходьба по рельефной поверхности полезна в качестве не только профилактики, но и лечебного упражнения при плоскостопии. Лучше всего это делать летом, когда ребенок может без опаски ходить по песку, мягкой земле и жестким камешкам. В холодное время года можно постелить малышу рифленый коврик или насыпать песок в коробку либо полотняный мешок.



4.Захват пальцами ног мелких предметов развивает мышцы стоп, увеличивая ловкость и подвижность пальцев. Данное упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. Предложите ребенку «поймать» какой-либо небольшой предмет – палочку или карандаш – и некоторое время его удерживать.



5.Собирание пальцами ног ткани. Попросите малыша захватить пальцами носовой платок или салфетку.



6.Сидение «по-турецки» очень хорошо корректирует неправильное положение стопы. Постарайтесь, чтобы ребенок полюбил это положение.



7.Подъем из положения «по-турецки». Поначалу помогайте ребенку встать, поддерживая его за руки. При этом его стопы должны оказаться в перекрещенном положении. Позу нужно менять, закладывая вперед то левую, то правую ногу, тогда подъем из описанного положения будет с опорой на разные ноги. Возможно, первое время стопы придется придерживать руками.



8.Приседания на полной стопе. При выполнении этого упражнения нужно следить за тем, чтобы стопы ребенка стояли на полу всей поверхностью и располагались параллельно друг другу. На первых порах можно помогать малышу, поддерживая его за руки или под мышки.



9.Подъем на носки. Это упражнение целесообразно объединить со знакомым упражнением «Стань маленьким – стань большим». В первом случае малыш должен потянуться вверх руками и подняться на носки, во втором – присесть на полную стопу.



Для профилактики и лечения детей с дефектами стоп полезно ходить по лежащей на полу лестнице и лазать по шведской стенке. Малышам с плоско-вальгусной установкой стоп рекомендуется плавать и делать упражнения в воде. Водные процедуры не только улучшат общее состояние ребенка, но и закалят его организм, ускорят обмен веществ и укрепят опорно-двигательный аппарат. Такие упражнения, как хождение и прыжки на рифленом коврике, постеленном на дно ванны, хорошо укрепляют детские стопы. Вода же снимет лишнюю нагрузку на неокрепший костно-хрящевой аппарат и сделает упражнения более приятными и легкими для выполнения.



Специальное ортопедическое лечение проводится только под наблюдением врача. Заказывать или покупать ортопедические стельки самостоятельно не рекомендуется. Дело в том, что стельки и специальная обувь не лечат плоскостопие, они лишь предупреждают прогрессирование заболевания. Кроме того, ими не рекомендуется пользоваться постоянно, так как в этом случае может развиться атрофия мышц стоп.



Истинное лечение плоскостопия и плоско-вальгусной установки стоп включает лечебную гимнастику и массаж. Тем не менее обувь для ребенка с дефектами стоп нужно подбирать особенно тщательно. Прежде всего она должна иметь жесткий задник и быть устойчивой настолько, чтобы удерживать пятку в нормальном положении. Лучшими в этом отношении считаются ботинки, фиксирующие не только пятку, но и голеностопный сустав.



Кроме того, обувь нужно подбирать по размеру, который определяется следующим образом: длина подошвы обуви должна быть на 0,5–1см больше длины стопы стоящего ребенка. Еще одна деталь: ботинки должны иметь небольшой каблучок, достаточно широкий и устойчивый.



Детям с врожденной деформацией стоп категорически нельзя носить плоскую обувь и обувь без задников: резиновые сапоги, валенки, сланцы и пр. Категорически запрещается донашивать обувь за старшими детьми, какой бы хорошей она ни была. Запомните: плохо подобранная обувь приносит вред нежным детским ногам.



Массаж и лечебная гимнастика при искривлениях ног



Ребенок начал ходить. Сколько радости приносит это событие малышу и его близким. Но обратите внимание на его походку: при передвижении он широко расставляет ноги, а его стопы и колени развернуты наружу. Это положение ног помогает ему сохранить неустойчивое пока равновесие. Следует помнить, что характерное для маленьких детей отклонение колен наружу может сохраняться до 3-летнего возраста, после чего переходит в небольшое отклонение внутрь, которое наблюдается до 4–5 лет.



Подобное положение ног считается нормой, однако лучше сразу, не дожидаясь серьезного диагноза, приступить к укреплению мышц ног и воспитанию навыков правильной ходьбы. А для этого нужно заняться активной профилактикой искривления голеней.



Вальгусная (х-образная) деформация ног



О вальгусной деформации ног говорят тогда, когда при выпрямленных и плотно сжатых коленях расстояние между голенями превышает 4–5см.



Но этот дефект, вопреки бытующему мнению, не является врожденным пороком или негативным наследственным качеством. Это приобретенный дефект, который появляется через несколько месяцев после того дня, когда ребенок начал ходить. Искривление ног объясняется очень просто: на неокрепшие кости и мышечный аппарат ребенка возложена чрезмерная нагрузка, а бурный рост малыша только усугубляет эту ситуацию. Вообще, основной причиной искривления конечностей считается рахит, перенесенный в раннем младенчестве, особенно те его формы, которые из-за неясной симптоматики не удалось диагностировать и своевременно лечить. В запущенных случаях кости голени настолько деформируются, что ноги становятся выпуклыми внутрь. К более мягким и редким причинам относят сложные дефекты стоп, травмы и болезни коленных суставов, а также дисплазию и врожденный вывих бедренной кости.



На формировании ног неблагоприятно сказывается лишний вес ребенка, однако коренастые малыши предрасположены к этой патологии меньше, чем дети астенического сложения. Искривлениями ног страдают в основном девочки, что напрямую связано с особенностями строения их таза.



При вальгусном искривлении ног происходят негативные изменения в коленном и бедренном суставах. Например, мыщелки бедренной кости и колена развиваются неравномерно (внутренние растут быстрее наружных), из-за чего суставная щель соответственно изменяется. Она становится уже снаружи и шире внутри. Кроме того, укрепляющие сустав связки с внутренней стороны растягиваются, из-за чего коленный сустав теряет устойчивость. И если взглянуть сбоку на ребенка с подобным дефектом можно обнаружить перегибание коленных суставов внутрь.



Вместе с коленным суставом деформируются и стопы, которые приобретают стабильную плоско-вальгусную установку, при которой пятки отклоняются наружу, в результате чего развивается плоскостопие. В запущенных случаях страдает даже походка ребенка: он ходит неловко, неуверенно, жалуется на боли в ножках и быстро устает. В том случае, если одна из ног искривлена сильнее другой, развивается сколиоз – искривление позвоночника.



Лечение вальгусного искривления ног длительное и трудное, оно требует от родителей настойчивости и пристального внимания к ребенку. Прежде всего нужно постараться убедить малыша в необходимости всех лечебных мероприятий, которым нужно придать форму игры. Только тогда у него к ним выработается устойчивая привычка.



Прежде всего ребенку с вальгусной деформацией не рекомендуется подолгу стоять на месте, широко расставив ноги. Это усилит отклонение коленных суставов внутрь и разведение стоп наружу. Зато если ноги сомкнуть, вся тяжесть тела будет приходиться на середину колена и наружную сторону стопы, назначением которых и является несение такой нагрузки.



Больной ребенок должен время от времени отдыхать от ходьбы и воздерживаться от подвижных игр. Кроме того, малышу нужно подобрать упражнения и игры, которые бы купировали воздействие тяжести его тела на голеностопные и коленные суставы и одновременно способствовали бы их укреплению и развитию.



Упражнения для ног нужно делать ежедневно, с каждым днем увеличивая нагрузку. Общеукрепляющие упражнения для других групп мышц лучше выполнять либо сидя, либо в позе «по-турецки». Таким детям полезно заниматься на различных гимнастических снарядах – лестнице, трапеции и шведской стенке. Хорошие результаты дают езда на велосипеде и плавание. Кроме того, полным детям лучше избавиться от лишнего веса: это снизит нагрузку на неокрепший костно-мышечный аппарат стоп и колен.



Во время прогулок нужно носить специальную ортопедическую обувь с корригирующими стельками или скошенными наружу каблуками. Однако повторимся, вопрос о ее ношении может решать только врач-ортопед. Обычная же обувь должна быть максимально удобной, новой и с жесткими задниками. Если нет острой необходимости в постоянном ношении ортопедической обуви, дома можно ходить босиком, чтобы мышцы стоп постоянно тренировались. Летом нужно ходить босиком по траве, гальке или песку, предоставив пальцам ног и стопам свободу движений.



Нормальные функции голеностопных и коленных суставов зависят от состояния окружающих их мышц. С помощью массажа и специальных упражнений растянутые и ослабленные мышцы можно укрепить, а излишне напряженные – расслабить. Лечебный массаж следует проводить курсами, каждый из которых включает 12–20 процедур с перерывами от 2 до 4 недель. Процедуры проводите через день либо ежедневно, постепенно увеличивая их интенсивность к середине курса. При выполнении массажных приемов нужно избегать резких движений, так как у ребенка от массажа должно остаться приятное впечатление.



Для всех приемов исходное положение: ребенок лежит на животе с подложенным под голень валиком.



1.Массаж спины: поглаживание, растирание подушечками пальцев, гребнеобразное пиление, разминание и снова поглаживание. Последнее нужно проводить на массируемой области несколько раз после окончания каждого более динамичного приема. Кроме того, в начале и в конце сеанса проведите общее поглаживание тела.



2.Массаж пояснично-крестцовой области: поглаживание, энергичные растирания и разминания (сдвигания или надавливания), а также поглаживание от середины спины вниз и в стороны.



3.Массаж ягодиц: круговое или Х-образное поглаживание, активное растирание тыльной стороной пальцев, разминание одной или обеими руками и ударные приемы (похлопывание, поколачивание и рубление).Завершить массаж нужно также поглаживанием.



4.Задние поверхности бедер: поглаживание в направлении от подколенной ямки наружу и вверх, энергичное растирание, разминание обеими руками, ударные приемы (рубление, похлопывание несколькими пальцами) и снова поглаживание.



5.Задние поверхности голеней: поглаживание от ахиллова сухожилия до подколенной ямки, дифференцированное растирание (наружную поверхность голени растирайте мягко, внутреннюю – интенсивно), разминание всех мышечных групп одной или обеими руками. На внутренней поверхности голени – ударные приемы, на наружной – вибрационные в сочетании с растягиванием. Заканчивайте массаж также поглаживанием.



6.В области коленного сустава – корригирующие приемы: поглаживание боковой поверхности сустава, растирание и осторожные надавливания на внутренние поверхности. При этом одной рукой нужно надавливать на внутренний мыщелок, а другой удерживать нижнюю треть голени, стараясь подтянуть ее к воображаемой средней линии (рис.76).



I_079.pngРис.76.



Корригирующий прием. I этап



7.Ахиллово сухожилие: массаж начните с поглаживания, затем проведите щипцеобразное растирание.



8.Передние поверхности бедер: исходное положение – ребенок лежит на спине, под коленями у него валик. Массаж начните с поглаживания, затем проведите нежное разминание и снова поглаживание по направлению от колена вверх и наружу.



9.Передние боковые поверхности голеней: поглаживание от стопы до колена, легкие растирания и завершающее поглаживание.



10.Коррекция коленного сустава: круговые поглаживания колена, растирание его боковых поверхностей, надавливания на внутренний мыщелок и приведение голени (рис.77).



I_080.png-Рис.77.



Корригирующий прием. II этап



11.Стопы: поглаживания тыльных поверхностей в направлении от пальцев к голеностопным суставам, поперечное или граблеобразное растирание. Вокруг лодыжек – поглаживание и растирание, проводимые более интенсивно по внутренним краям стоп. Массаж закончите также поглаживанием.



После окончания процедуры нужно выполнить следующие упражнения.



1.Поочередное разгибание и сгибание голеностопных суставов. Если ребенок не может сделать эту упражнение самостоятельно, ему нужно помочь, одной рукой сгибая стопу, а другой фиксируя его голень.



2.Поочередное вращение стопами в обе стороны. При необходимости можно помочь ребенку. При этом нужно помнить, что вращения должны быть очень мягкими и безболезненными.



3.Захват стопами игрушки. Предложите малышу взять и удерживать стопами удобную для захвата игрушку (мяч, кеглю и пр.).



4.Лечебную гимнастику нужно делать 2–3 раза в день. Первый раз сразу после массажа, второй – вместе с ежедневным общеукрепляющим комплексом. Некоторые упражнения для малыша должны стать привычкой например сидение «по-турецки». В эту позу малыша нужно сажать как можно чаще.



5.Подъем из позы «по-турецки». Сидящему малышу нужно предложить встать, опираясь только на наружные поверхности стоп. Помогите ребенку, поддерживая его за руки. При повторе упражнения нужно поменять положение ног таким образом, чтобы сверху оказалась другая нога.



6.Приседания в разведением колен в стороны. Поддерживая малыша за руки или под мышки, учите его приседать на корточки, широко разводя колени. При этом можно сидеть на корточках, внимательно следя за положением стоп: они при этом должны опираться о пол полностью и стоять параллельно.



7.Подъем на носки. Предложите малышу встать на цыпочки и всем телом потянуться вверх, после чего опуститься на полные стопы.



8.Ходьба на наружной стороне стоп. Попросите ребенка пройти, опираясь только на наружные стороны стоп, и приговаривайте при этом:



«Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку поет».



9.Ходьба по двускатной доске.



10.Ходьба по дорожке. Приучайте ребенка стоять и ходить, ставя стопы как можно ближе друг к другу. Для этого можно использовать хождение по узкой (10–15см) доске, полоске на ковре или дорожке, нарисованной мелом. Следите за правильной постановкой стоп во время прогулки, водите малыша по бревну, имеющемуся на каждой детской площадке, бордюрному камню, ограждающему тротуар, и пр.



Все приведенные выше упражнения можно с успехом выполнять в воде во время ежедневного купания (кроме последних двух).Теплая вода сама по себе способствует расслаблению напряженных мышц, тем самым облегчая ребенку движения. Полезно постелить на пол ванны рифленый коврик и позволить ребенку ходить по нему и подпрыгивать.



Варусная (о-образная) деформация ног



Варусную (О-образную) деформацию ног легко заметить, если поставить ребенка на пол и попросить его плотно прижать одну стопу к другой. При этом колени малыша отклоняются наружу, а между ними хорошо заметен промежуток, величина которого и определяет степень деформации.



Главной причиной варусной деформации ног считается рахит. Однако подобный дефект можно наблюдать и у практически здоровых детей, которые слишком рано начали стоять и ходить. В этом случае тяжесть тела была еще слишком большой нагрузкой для неокрепших и податливых костей ног. О-образное искривление ног может встречаться и у полных малышей с избыточной массой тела.



Для профилактики рахита и его осложнений нужно часто гулять с ребенком на свежем воздухе, делать гимнастику и массаж. Нельзя раньше времени ставить малыша на неокрепшие ноги, лучше дождаться, когда он сделает это сам. Не стоит надолго оставлять ребенка в кроватке или манеже, где его подвижность ограничена, и тогда лишенный возможности ползать малыш подолгу стоит. Ползание на четвереньках – прекрасная возможность развить мускулатуру всего тела, приобрести выносливость, укрепить мышечный аппарат и костную систему. Только таким образом ребенок приобретет навыки, необходимые ему для вертикального передвижения.



При варусном искривлении ног формирование коленного сустава происходит неравномерно. Уменьшение внутреннего мыщелка бедренной кости и увеличение наружного провоцируют ущемление мениска, а суставная щель формируется неравномерно: с внутренней стороны она становится уже, с наружной – шире. Укрепляющие сустав связки растягиваются, в особенности в наружной стороны колена. Кости голеней при этом нередко также искривляются: их выпуклая часть оказывается снаружи. В тяжелых случаях наружу поворачивается даже бедро, а голень в ее нижней трети разворачивается внутрь. Описанная деформация ведет и к изменениям стоп: они приобретают так называемую плоско-варусную установку, при которой пятка и передний отдел стопы отклоняются внутрь, в результате чего развивается косолапость. Кроме того, малыш не полностью разгибает колени, что становится особенно заметным, если посмотреть на стоящего ребенка сбоку.



Лечение варусного искривления ног нужно начинать как можно раньше: в запущенных случаях походка ребенка нарушается, он часто падает и не выносит длительных переходов. Кроме того, по законам компенсации у него начинает страдать позвоночник, появляются нарушения осанки и сколиоз. Лечить О-образную деформацию ног нужно долго, настойчиво и непременно под наблюдением врача-ортопеда. В результате можно значительно уменьшить изменения, произошедшие в суставах и костях, нормализовать мышечный тонус и даже полностью избавиться от этого неприятного заболевания. Ведь детский организм очень податлив, поэтому правильно выбранный метод консервативного лечения дает хороший результат. Помимо специальных процедур, в лечебный комплекс входят массаж и гимнастика, которые в легких случаях становятся основой лечения.



Что касается ортопедической обуви, она подбирается только по рекомендации врача. Кроме того, ботинки должны быть новыми, с жесткими задниками и скошенным внутрь каблуком, чтобы голеностопный сустав хорошо фиксировался. Применяют также и ортопедические стельки, которые изготавливают по индивидуальным меркам.



Дома не нужно позволять ходить ребенку в мягких шлепанцах или тапках, лучше разрешить ему ходить босиком, чтобы мелкие мышцы стопы лучше развивались. В запущенных случаях врачи советуют применять специальные укладки, которые надевают во время сна, а днем их заменяют специальной обувью, которую можно носить постоянно.



Независимо от назначений и тяжести заболевания всем детям с О-образным искривлением ног следует делать массаж и заниматься лечебной гимнастикой, которые считаются наиболее физиологичными способами коррекции костных деформаций. Они позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психическое и физическое развитие. В то же время массаж и физические упражнения оказывают на организм общеукрепляющее воздействие. Ни массажные приемы, ни специальные упражнения не дают никаких побочных эффектов, однако, перед тем как начать заниматься с ребенком, нужно детально проконсультироваться с лечащим врачом, чтобы применяемые процедуры дали максимальный результат.



Массаж следует проводить курсами по 12–20 процедур через день или ежедневно. После каждого из них нужно сделать 2–4-недельный перерыв. К середине каждого курса интенсивность процедур следует постепенно наращивать. Массаж нужно сочетать со специальными упражнениями, направленными на коррекцию неправильного положения стоп.



Исходное положение: ребенок лежит на животе, под его голени подложен небольшой мягкий валик.



1.Массаж спины: поглаживание всей поверхности спины вверх от поясницы к шее и в стороны подмышек, растирание подушечками или тыльной стороной согнутых пальцев, пиление, разминание и снова поглаживание.



2.Область поясницы и крестца: поглаживание, стимулирующее растирание разминание и снова поглаживание от середины спины в стороны и вниз.



3.Область ягодиц: круговое или Х-образное поглаживание, растирание костяшками согнутых пальцев, стимулирующее разминание, тонизирующие ударные приемы (похлопывание, поколачивание и рубление) и в конце поглаживание.



4.Задние поверхности бедер: поглаживание, нежное растирание, несильное разминание (валяние) и снова поглаживание. Если при сгибании коленного сустава возникают затруднения, применяйте больше поглаживаний в сочетании с вибрацией и потряхиванием задних мышц голеней и бедер.



5.Задние поверхности голеней: щадящие приемы массажа – поглаживания, мягкое растирание, валяние, потряхивание и снова поглаживание по внутренним частям икроножных мышц. Наружные поверхности голеней массируйте более энергично, не затрагивая при этом область ахиллова сухожилия.



6.Коленный сустав: корректирующие приемы, то есть поглаживания боковой поверхности сустава, растирание и надавливание на наружный мыщелок.



Исходное положение: ребенок лежит на спине, под его колени подложен валик.



1.Передние поверхности бедер: поглаживание от колена вверх и наружу, интенсивное разминание, растирание, стимулирующие ударные приемы, в заключение – поглаживание.



2.Передняя и боковая поверхности голеней: поглаживание от стопы до наружной части колен, энергичное разминание, растирание и снова поглаживание. Для коррекции – ритмичные надавливания на наружную поверхность голени и бедра (рис 78).



I_081.png-Рис.78.



Коррекция голени



3.Зона коленного сустава: поглаживание по контуру сустава подушечками больших пальцев, растирание и разминание сустава, заключающееся в сдвигании коленной чашечки в поперечном и продольном направлениях. Корректирующий прием – надавливания на наружный мыщелок.



4.Стопы: поглаживание по наружной поверхности стоп от основания пальцев до голеностопного сустава, граблеобразное и поперечное растирание, поглаживание, растирание лодыжек и снова поглаживание.



В процессе массажа и лечебных упражнений для стоп нужно следить, чтобы коленные суставы своими чашечками были ориентированы строго вверх. Это же положение старайтесь соблюдать как можно чаще, например во время сна. В ноги ребенку (в кроватку) полезно класть плотный валик для упора стоп во сне. Если же малыш предпочитает спать на животе, его стопы должны свисать с кровати.



Ребенок, страдающий варусным искривлением, не должен стоять или ходить подолгу, поэтому занятия и игры для него нужно подбирать с учетом этих особенностей. Такому малышу полезно ползать: данный навык нужно постараться сохранить как можно дольше. Дело в том, что передвигающийся на четвереньках ребенок, не нагружая ноги, тренирует мышцы всего тела. В более позднем возрасте некоторые дети передвигаются на четвереньках по-медвежьи – опираясь на стопы и ладони. Это положение тоже считается полезным.



Когда малыш сидит на стуле, контролируйте положение его колен: они должны лежать строго параллельно. Для игр с малышом очень хороша поза, получившая название «сидя между стоп». Со временем нужно научить ребенка кататься на велосипеде. Купите малышу трехколесную «машину» и позвольте кататься на «ней» не только во время прогулки, но и дома.



Поможет укрепить ноги и детская педальная машина, поскольку езда на такой «технике» укрепит ноги вашего ребенка без неизбежной при ходьбе осевой нагрузки. К тому же подобные игрушки развивают творческое воображение и координацию движений.



Любому ребенку для гармоничного развития нужно плавание. Дети с О-образным искривлением ног особенно нуждаются в нем. Вода очень мягко воздействует на детское тело, снимая мышечное напряжение и успокаивая нервную систему. В этом случае движения даются легче и в большем объеме, чем на суше.



Плавание укрепляет и развивает мускулатуру всего тела, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательные системы организма, а также повышает иммунитет и нормализует обменные процессы. Детям с варусным искривлением ног полезно плавать на спине. При этом важно, чтобы конечности малыша работали попеременно, как при плавании кролем. Если возможности посещать бассейн нет, можно заниматься с ребенком в ванне. Конечно, в ней он плавать не сможет, однако малыш сможет выполнять в ней упражнения специальной лечебной гимнастики.



1.Сгибание стопы в голеностопном суставе. Посадите малыша на стул так, чтобы он мог опираться отведенными назад руками. Попросите его выпрямить ноги так, чтобы стопы были вытянуты параллельно друг другу, а коленные чашечки «смотрели» вверх. Затем ребенок должен согнуть сначала одну стопу, потом другую, после чего обе вместе. При выполнении этого упражнения нужно помогать ему сгибать сустав в тыльную сторону.



2.Вращение стопами. Исходное положение: то же самое. Попросите малыша выполнить круговые вращения стопами в наружную сторону, сначала попеременно, затем вместе.



3.Подъем выпрямленных ног. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попросите его поднять прямые ноги сначала поочередно, затем одновременно. При этом он должен дотянуться носками до игрушки или вашей ладони.



4.Упражнение «велосипед». Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попросите его поднять ноги вверх и имитировать движения, как при езде на велосипеде. Во время выполнения этого и предыдущего упражнений нужно следить, чтобы колени не разворачивались наружу, а стопы – внутрь.



5.Сидение между стоп.



Вариант 1: исходное положение: ребенок стоит на коленях, носки врозь, стопы немного разведены. Попросите малыша опуститься и сесть между пяток.



Вариант 2: исходное положение: ребенок стоит на четвереньках. Покачавшись назад и вперед, он должен сесть между пяток. Это упражнение особенно полезно при О-образном искривлении ног. Постарайтесь как можно чаще усаживать малыша в эту позу под предлогом занятий или игры. Кроме того, во время стояния или ходьбы следите за тем, чтобы ребенок ставил стопы параллельно друг другу.



6.Для лечения и профилактики косолапости часто используют ходьбу по «дорожке-елочке». Нарисуйте мелом на полу «елочку» длиной 1–2м и «ветки», расположенные под углом 15–30°. Пусть ребенок пройдет по этой дорожке, стараясь наступать только на «ветки», чтобы его стопы разворачивались наружу. Летом такую дорожку можно нарисовать на асфальте, песке или выложить из кирпичей, дощечек и др. Пусть малыш ходит по ней много раз в день. Постепенно ваши настойчивость и терпение дадут результаты: у ребенка выработается правильная установка стопы, выправится искривление ног и нормализуется походка.



Массаж и гимнастика для здорового ребенка 2-го и 3-го года жизни



Дети 2-го и 3-го года жизни очень динамичны и интересны в плане развития. За прошедшее время они из беспомощных новорожденных превратились в маленьких людей, в самостоятельные разумные личности. Дело в том, что от момента зачатия и до рождения мозг малыша растет с огромной скоростью и этот темп поддерживается организмом еще в течение 30 месяцев. Затем до 6-летнего возраста он бурно развивается и только позже его совершенствование становится более медленным и стабильным. Отсюда следует, что с момента рождения до 6-летнего возраста каждый месяц прирост мозга уменьшается, поэтому ранние этапы его развития являются самыми ценными в плане становления новой личности. Научившись ходить, ребенок постоянно находится в движении, а его любопытству нет предела. Конечно, это радость как для самого малыша, так и для его родителей, однако чрезмерная подвижность доставляет окружающим немало хлопот. И все же очень важно, чтобы ему предоставлялась полная свобода в его «исследовательских» хлопотах. Лучше убрать подальше все ценные и опасные предметы, чем постоянно одергивать малыша.



Двигательные навыки не передаются по наследству, они формируются в зависимости от условий, созданных для роста ребенка. Одни дети совсем не умеют ползать, они сразу же учатся ходить. Другие вообще малоподвижны и предпочитают сидеть, третьи – с самого рождения умеют плавать. Все перечисленное зависит от отношения родителей к воспитательному процессу. Ведь только от них зависит развитие и совершенствование двигательных навыков их ребенка, которые впоследствии понадобятся ему на прогулках или при самостоятельных играх.



Очень часто можно столкнуться с недоверием родителей, которые буквально «не дают» малышу самому справляться с физическими трудностями. Например, если на его пути возникло какое-то препятствие (бордюрный камень, лужа и т. д.), мама или папа заботливо берут ребенка на руки и переносят на другую сторону. При этом малыш лишается возможности преодолевать свои первые препятствия. Потом родители берут ребенка за руку и ведут его дальше, а тот с сожалением оборачивается на так и не «взятый» им барьер и думает о том, что, возможно, ему дадут преодолеть это препятствие завтра или послезавтра.



Разумеется, мало у кого есть возможность поставить у себя дома шведскую стенку, гимнастическое бревно или скамейку. Однако эту проблему можно решить, купив малогабаритный комплекс, включающий простейшие гимнастические снаряды. Он с легкостью умещается даже в самой небольшой квартире. Преимущество такого комплекса в том, что на нем может заниматься не только ребенок, но и его родители. К тому же маленькие дети во всем подражают взрослым и любят соревноваться в ловкости с мамой, папой, страшим братом или сестрой. Заниматься на таком комплексе понравится всей семье. Кроме того, совместные занятия создадут в вашем доме атмосферу взаимопонимания и разовьют у ребенка силу, гибкость, ловкость и хорошую координацию.



В том случае, если возможности оборудовать квартиру спортивными снарядами нет, попробуйте подойти к вопросу творчески: в качестве снаряда можно использовать рисунок на ковре, журнальный столик, кресло и оборудование на детской спортивной площадке. Кстати, занятия на свежем воздухе приносят массу пользы, а неровности грунта, подъемы и спуски на горку, канавки, камни и корни деревьев будут способствовать развитию у малыша чувства равновесия и координации движений. В связи с этим во время прогулки в сквере или парке нужно учить ребенка перелазить через спиленные деревья, перепрыгивать через небольшие канавки, бросать в воду камешки и пр. Детям нравится спускаться и подниматься по лестницам (причем как по простым, так и по веревочным), взбираться на деревья и пр. Эти упражнения способствуют развитию ловкости, чувства равновесия и мышечной силы. Постарайтесь не ограничивать естественную подвижность ребенка. Ведь ему действительно трудно усидеть на одном месте, подолгу ходить с мамой по магазинам и ждать городской транспорт. От однообразных действий малыш быстро устает, а от бездействия становится возбужденным.



Развитие интеллекта, как это ни странно, напрямую связано с мобильностью, и связь эта особенно важна в раннем детском возрасте. Доказано, что потребность двигаться у человека находится на втором по значению месте после дыхания. Движение – это прочный фундамент для любых других способностей человека.



Особенности массажа и гимнастики



Игры и физические упражнения для 2–3-летнего ребенка нужно подбирать с учетом уже приобретенных двигательных навыков, а также особенностей психического и физического развития. Основой двигательной активности должны стать ходьба, лазание, игры с мячом, гимнастической палкой, обручем и прочими игрушками.



Как известно, самой эффективной формой занятий с ребенком этого возраста является игра. В самом начале можно обойтись несложными и интересными заданиями. Например, предложите малышу подойти и посмотреть, что спрятано за креслом, диваном или за вашей спиной. Ища игрушку, ребенок будет преодолевать препятствия, разложенные у него на пути. Например, он сможет перелезть через подушку, проползти под журнальным столиком и т. д.



Постепенно игры должны стать сложнее и богаче по содержанию, однако они ни в коем случае не должны заменять ежедневную гимнастику, так как точность движений вырабатывается только с помощью упражнений. Поскольку в этом возрасте дети склонны к подражанию взрослым, каждое упражнение показывайте сами, сравнивая их с передвижением животных или известных персонажей из мультфильмов и сказок. Если занятия проводятся на улице, нужно использовать особенности рельефа местности или оборудование детских площадок.



Усложнять задачи нужно постепенно, после того как ребенок овладеет менее сложными движениями. Если малыш устал и не хочет выполнять очередное упражнение, не стоит настаивать, пусть он отдохнет. Маленькие дети очень быстро устают, но и так же быстро восстанавливают силы, поэтому не стоит заниматься гимнастикой слишком долго, достаточно 5–6 упражнений с небольшими паузами для отдыха.



Если, занимаясь с ребенком первого года жизни, вы чередовали активные упражнения с массажем, который сам по себе является хорошим отдыхом, продолжайте делать то же самое, чтобы после упражнений ваш малыш мог отдохнуть и восстановить силы. При этом массажные приемы должны предшествовать упражнениям, дающим нагрузку на те же самые группы мышц. Например, прежде чем сделать «рыбку» или «кошечку» (упражнения для мышц спины и правильной осанки), нужно выполнить массаж спины.



Однако родители 2–3-годовалых малышей нередко сталкиваются со следующими трудностями: прежде спокойный и послушный ребенок, научившись бегать, не позволяет делать себе массаж. В этом случае можно предложить убедить его некоторое время полежать спокойно, предложив ему интересную игрушку. Только ни в коем случае не давайте ему еду: конфетой или сушкой малыш может подавиться.



В том случае, если гимнастику и массаж совместить никак не удается, перенесите упражнения на утренние часы, превратив их в занимательную зарядку. Массаж же можно сделать и после обеда, когда ребенок набегается, наиграется и будет нуждаться в материнской ласке. Малыш быстро привыкнет к такому распорядку и очень скоро сам начнет просить с ним позаниматься.



При массаже детей от 1 года до 3 лет особое внимание нужно уделять мышцам, несущим самую большую нагрузку, то есть тем, которые связаны с вертикальным положением тела (мышцам живота, спины и ног). Массаж самым лучшим образом готовит не совершенный еще мышечный аппарат ребенка к предстоящим нагрузкам и является хорошей профилактикой дефектов опорно-двигательного аппарата.



Для улучшения функций дыхания нужно массировать грудную клетку как спереди, так и сзади. Желательно массировать и кисти рук (каждый палец отдельно), так как между тонкими движениями пальцев и интеллектуальным развитием существует прямая связь. В особенности это касается развития речи, поэтому массировать ребенку руки можно по нескольку раз в день. Кроме того, малышу полезно будет играть с какими-либо мелкими предметами, однако это должно происходить под строгим контролем взрослого.



Массаж ребенка от 1 года до 3 лет предполагает использование таких приемов, как поглаживание, растирание, разминание и легкие ударные движения.



Примерный план массажа



Исходное положение: ребенок лежит на животе, под его голенями – валик.



1.Массаж спины (поясничную область следует массировать особенно тщательно):



–поглаживания всех поверхности спины (2–3 раза);



–растирание кончиками пальцев или тыльной стороной пальцев, пиление поверхности спины (2–3 раза);



–граблеобразное растирание межреберных промежутков (1–2 раза);



–разминание (сдвигание и накатывание – 1–2 раза);



–ударные приемы: легкое похлопывание, пунктирование боковых поверхностей грудной клетки.



Завершать массаж нужно легким поглаживанием.



2.Область ягодиц:



–Х-образное или круговое поглаживание (2–3 раза);



–Растирание ягодиц: одной рукой проводится прием, другой – удерживается массируемое место (по 2–3 раза);



–разминания обеими руками (2–3 раза);



–похлопывание, пощипывание или легкое рубление. В завершение выполните поглаживание.



–массаж задней поверхности;



–массаж передней поверхности;



–поглаживание (1–2 раза).



–поглаживание (1–2 раза);



–растирание кончиками пальцев или тыльной стороной пальцев и пиление (2–3 раза);



–разминание (2–3 раза);



–поглаживание (1–2 раза).



5.Массаж голеней:



–поглаживание (1–2 раза);



–растирание кольцевое или кончиками пальцев (1–2 раза);



–разминание (2–3 раза);



–поглаживание (1–2 раза).



Для укрепления колена выполните поглаживание и круговое растирание мыщелков бедра. Отдельно проведите поглаживание и растирание ахиллова сухожилия. Наружную и внутреннюю поверхности лодыжек нужно поглаживать и растирать вкруговую. Подошвы поглаживайте и растирайте гребнеобразно, а затем разомните внутренний и наружный края стопы.



Исходное положение: ребенок лежит на спине, под его коленями – мягкий валик.



1.Массаж передней поверхности ног:



–поглаживание по всей поверхности ноги (1–2 раза).



2.Массаж внутренней поверхности бедра:



–поглаживание (1–2 раза);



–растирание кончиками пальцев (2–3 раза);



–разминание и ударные приемы (пунктирование, похлопывание);



–поглаживание (1–2 раза).



3.Массаж передненаружной поверхности бедра:



–поглаживание (1–2 раза);



–растирание кончиками пальцев (1–2 раза);



–щипцеобразное разминание одной рукой (1–2 раза);



–поглаживание (1–2 раза).



4.Массаж стоп:



–поглаживание (1–2 раза);



–поперечное и граблеобразное растирание (2–3 раза).



Можно массировать отдельно каждый палец. Затем провести поглаживание и растирание наружной и внутренней поверхности голени и закончить массаж поглаживанием.

скачать dle 12.1

 

 



КОНТАКТЫ
Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!