О вальгусном искривлении ног можно говорить тогда когда рассто­яние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямлен­ных коленях превышает 45 см (рис

  

О вальгусном искривлении ног можно говорить тогда, когда рассто­яние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямлен­ных коленях превышает 4-5 см (рис. 245).

Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не наследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног по­является чаще всего через несколько месяцев после того, как ребенок

Рис. 245. Х-образное искривление ног

Встал на ноги и начал ходить. Это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и слабым еще мышечно - связочным аппаратом.

Основной причиной деформации ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и нелеченная форма. В тяжелых случаях возможно искривление костей голени, выпуклость кнутри.

К более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врож­денный вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов.

Неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес ма­лыша. Однако, у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у астеников. Девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом.

При вальгусной деформации основные изменения происходят в ко­ленном суставе: неравномерное развитие мыщелков бедренной кости: бо­лее быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных, приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи. Связ­ки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность.

Если посмотреть на такого ребенка сбоку, то заметно переразгиба­ние ног в коленных суставах.

Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плосковальгусное положение — пятки отклонены кнаружи. Развивает­ся плоскостопие.

В далеко зашедших случаях страдает походка — ребенок ходит неуверенно, неловко, быстро устает, жалуется на боли в ногах. Если одна нога искривлена больше другой — часто развивается искривление позвоночника, сколиоз.

Лечение вальгусной деформации — дело трудное и длительное, тре­бует от родителей постоянного внимания и настойчивости. Постарайтесь убедить малыша в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.

Во-первых, ребенок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами. Стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи. Зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного суста­ва на наружный край стопы, назначение которого — нести тяжесть тела.

Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздержи­ваться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.

В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, кото­рые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голе­ностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата. Упражнения для ног (см. соответствую­щую главу) необходимо делать ежедневно, постепенно увеличивая на­грузку. Упражнения для других мышечных групп стоит, по возможности, выполнять из исходных положений сидя, сидя по-турецки. Очень полезны таким детям занятия на гимнастических снарядах (шведской стенке, трапеции, лесенке), плавание, езда на велосипеде.

Снижение излишнего веса так же приводит к уменьшению нагрузки на ноги и благоприятно сказывается на состоянии колен и стоп.

Во время прогулок следует носить специально подобранную ортопе­дическую обувь со скошенными кнаружи каблуками или корригирую­щими стельками. Но вопрос о ношении такой обуви должен решать врач - ортопед. В любом случае обувь должна быть удобной, новой (нельзя донашивать чужую обувь) и обязательно с жестким задником. Дома, если нет необходимости носить ортопедическую обувь постоянно, лучше хо­дить босиком, чтобы тренировать мышцы стопы. Летом так же очень полезно ходить босиком по песку, гальке, траве, предоставляя стопам и пальцам свободу движений.

В случае значительных деформаций ног применяется лечение ортопе­дическими шинами, корригирующими укладками, хирургическое лечение.

Лечебная гимнастика и массаж

Стабильность и нормальное функционирование коленного и голенос­топных суставов зависит от состояния окружающих мышц. С помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослаблен­ные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные.

Массаж проводится курсами по 12-20 процедур, ежедневно или че­рез день, с перерывами между курсами 2-^4 недели. Интенсивность мас­сажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребенка должно оставаться приятное ощущение после массажа.

Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит на животе, под голено­стопный сустав кладется небольшой валик.

• Массаж спины: поглаживание, растирание (кончиками пальцев, «пиле­ние», гребнеобразное), разминание, снова поглаживание. Не забывайте: погла­живание проводится несколько раз на каждой массируемой области, после каждого приема. Поглаживание всего тела — в начале и в конце сеанса.

• Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, интенсивное рас­тирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз.

•Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образ - ном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирую­щие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.

• Задняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от под­коленной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубле - ние одним-двумя пальцами), поглаживание.

• Задняя поверхность голени: общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Раз­минание одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутрен­ней поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация, растягивание. В конце — обязательное поглаживание.

• Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю по­верхность (внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутрен­ний мыщелок бедра одной рукой, другой — удерживайте голень в ниж­ней трети и старайтесь привести ее к средней линии (рис. 246).

• Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).

И. п. — ребенок лежит на спине, под коленями — валик.

У Передняя поверхность бедра: поглаживание, мягкое, но тщатель­ное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от ко­ленной чашечки вверх и кнаружи.

V Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.

V Коленный сустав — коррекция: круговое поглаживание обла­сти сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедрен­ной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени (рис. 247).

V Стопа: поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание граблеобразное или попереч­ное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно — вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы, поглаживание.

После массажа обязательно проделайте несколько упражнений (см. главу «Плоско-вальгусные стопы»).

• Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах.

Рис. 246. Корригирующий прием. I момент

Рис. 247. Корригирующий прием. II момент 293

Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксиро­вать голень.

• Вращение стоп. Сначала одна стопа вращается в обе стороны, за­тем — другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно быть мягким, безболезненным.

• Захват игрушки стопами. Предложите ребенку захватить и удер­живать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик и т. п.).

Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс.

Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя ио-турецки. Поэтому следует сажать ребенка таким образом как можно чаще.

• Вставание из позы сидя по-турецки. Малыш сидит по-турецки. Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует ме­нять положение ног так, чтобы в и. п. сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога.

• Приседание с разведением колен. Поддерживая ребенка под мыш­ки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен. Полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп: они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно.

• Вставание на носки. Предложите ребенку встать на носочки и по­тянуться вверх, затем опуститься на полную стопу.

• Ходьба на наружных краях стоп. Попросите малыша пройти немно­го, опираясь на наружные края стоп:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку ноет.

<"вальгусная деформация стопы у детей"> Плоско-вальгусная деформация стоп - Рецепты народной медицины

 

 



КОНТАКТЫ
Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!