Семья и быт

  

Добавил Sweetmama | посмотрели новость: 1111

ПЛОСКОСТОПИЕ

Патология стопы у детей занимает внимание ортопедов с давних времён. По вопросам диагностики, лечения опубликовано множество работ, однако, несмотря на это, проблема продолжает оставаться актуальной.

При осмотре ребёнка в поликлинике большое внимание уделяется нарушению походки. Иногда родители сами замечают неправильную постановку стоп и обращают на это внимание врача, но чаще всего нарушение походки расценивается как следствие «плохой» наследственности. При этом когда врач говорит, что у ребёнка проблемы со стопами взрослые либо удивляются, говоря, что раньше этого не замечали, либо понимающе кивают головами, сообщая « у нас бабушка (дедушка, папа, мама) с детства ходят как медведи». Мне бы хотелось помочь вам разобраться правильно ли ходит ваш ребёнок, нет ли у него плоскостопия. Стоит ли наблюдаться у ортопеда, если кто-либо из родственников «ходил как медведь».

Стопа представляет собой сложнейший механизм, тесным образом связанный со всем организмом человека. При нарушении нормальных соотношений между тканями (кости, мышцы, связки) функция и форма стопы нарушаются. Именно поэтому детям первых трёх лет нужно наблюдаться у ортопеда не менее двух раз в год, а подросткам не менее одного раза в год.

Прежде чем говорить о различных видах нарушений в формировании стопы и походки, хотелось бы рассмотреть варианты правильного анатомического строения.

Наверное, вы замечали, что длина пальцев стопы у различных людей неодинакова. В соответствии с длиной пальцев различают:

- греческую форму стопы, второй палец длиннее первого и третьего;

- египетскую стопу, первый палец длиннее второго и третьего;

- промежуточную, прямоугольную стопу, первый палец больше или равен второму, второй больше или равен третьему.

Особенности строения стоп предрасполагают к развитию определённых изменений. При греческой форме стопы, чаще всего возникает поперечное плоскостопие, при египетской стопе - чаще развивается плоско-вальгусная деформация стоп.

Осмотр стопы обнаруживает, что при нагрузке нормальная стопа имеет три костные точки опоры. Задней опорой стопы является пяточная кость, передневнутренней опорой – основание большого пальца стопы, передненаружной – основание мизинца. Три костные точки опоры соединённые между собой, образуют систему арок, удерживающих подошвенный свод. Продольная часть подошвы, при ходьбе, опирается на внутреннюю и наружные арки. Поперечная часть свода - на переднюю и поперечную арки. Теперь, зная основы строения можно рассмотреть наиболее часто встречаемые виды деформации стопы.

Пожалуй, самым известным диагнозом, который ставится врачом - ортопедом, является – плоскостопие. Плоской стопой (pes planus) называют искривление стопы, при котором происходит уменьшение высоты поперечной или продольной части свода. Очень часто плоская стопа является только симптомом, общим для различных видов изменений стопы и голеностопного сустава.

В настоящее время выделяют продольное плоскостопие, поперечную распластанность стопы и комбинированное плоскостопие (продольно-поперечное). В зависимости от вида деформации, различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и наиболее часто встречающуюся, так называемую статическую.

Врожденная плоская стопа встречается достаточно редко, примерно у 8% новорождённых. Нормальный продольный свод отсутствует, подошвенная поверхность выпуклая.

Травматическое плоскостопие – результат неправильно сросшихся переломов. При этом стопа, как правило, смещена кнаружи.

Плоская паралитическая стопа возникает при параличах или парезах (неполный паралич) мышц стопы.

Рахитическое плоскостопие связано с действием нагрузки на ослабленные под влиянием рахита кости стопы.

Первопричиной самого распространенного - статического плоскостопия является, по-видимому, ослабление связочного аппарата. Механизм возникновения плоскостопия, в этом случае, представляется таким образом: связки посылают сигналы о неблагополучии в стопе; мышцы вступают в борьбу с деформирующими силами и сравнительно быстро истощаются и растягиваются, не выдерживая нагрузки. Деформирующая сила продолжает действовать и передается связкам, которые быстро растягиваются, так как без поддержки мышц долго работать не могут. Далее вся нагрузка ложится на кости, которые одни не выдерживают нагрузки; связки к этому времени окончательно выбиваются из строя – появляются подвывихи и вывихи, происходит полное разрушение сводчатой конструкции стопы и деформация вступает в конечную, необратимую фазу.

Статическое нарушение стопы редко возникает изолированно. Оно почти всегда сочетается с нарушением осанки, изменением кривизны позвоночника. Определить имеется ли статическая недостаточность у вашего ребёнка можно простым способом: поставить ребёнка на ровную поверхность и посмотреть, куда повёрнуты коленные чашечки. Если внутрь – имеется статическая недостаточность.

Почему же так много внимания уделяется такой, с виду, незначительной патологии? Всё дело в том, что в детском возрасте, примерно до 5-6 лет, преобладает хрящевая основа стопы, кости только начинают формироваться. Деформация хорошо поддаётся лечению и кроме видимой деформации не доставляет никаких болевых ощущений. С ростом ребёнка начинают появляться функциональные жалобы: усталость в ногах при ходьбе на небольшие расстояния, невозможность быстрого бега, боли в мышцах. Если все жалобы остаются без внимания, то к 10 годам появляется болевой синдром. И под действием развивающейся деформации стоп начинают формироваться характерные особенности личности. Дети, в силу невозможности участвовать в подвижных играх, становятся более замкнутыми, ограничивая круг своего общения. У девушек и юношей появляется фиксированная, то есть неподдающаяся лечению, деформация, приводящая к развитию артроза и периодически обостряющимся функциональным расстройствам и болям.

Мы обсудили причины и механизмы возникновения плоскостопия, теперь поговорим о его диагностике и профилактике.

Обычно плоскостопие возникает с детства, но, не вызывая в этом возрасте функциональных нарушений не даёт поводов обращаться к врачу.

До трехлетнего возраста имеется физиологическое, то есть не являющееся патологией, плоскостопие. У маленького ребёнка своды стопы заполнены жировой подушкой. Назначение ортопедических стелек в этом случае противопоказано, так как постоянное давление на подошву может вызвать разрушение подкожной клетчатки и мышечной ткани. Но, если вы видите, что у ребёнка стопы развернуты внутрь (носки сближены), лечение необходимо начинать немедленно, пока сухожильно-мышечный аппарат ещё не слишком напряжён и может поддаваться растяжению.

Профилактикой нарушений формирования стопы в раннем возрасте является жёсткая обувь, надеть ботинки можно с 6 месяцев. Раннее ношение обуви способствует правильной постановке стоп. Хочется особо обратить внимание взрослых на обувь, - обувь у ребёнка должна быть жёсткой, кожаной. Кроссовки, кеды можно одевать только для занятий спортом.

У детей старше трех лет обращают на себя внимание особенности походки: ребёнок ходит на наружных краях стоп носками внутрь. Если ребёнок ходит медленно, то, осматривая его стопы сзади, можно заметить, что на мгновение свод стопы уплощается и пятка поворачивает наружу. Большой палец при стоянии и ходьбе повёрнут внутрь. У детей с повёрнутыми внутрь носками возникают проблемы при приседании на корточки. Обратите внимание на пятки, если они расположены по средней линии, оснований для беспокойства нет, и ребёнок не требует интенсивного лечения. Если же пятка отклонена наружу, речь идёт о плоско-вальгусной стопе. В этом случае, необходимо заниматься комплексным восстановительным лечением.

Лечение плоско-вальгусной деформации включает в себя массаж спины, мышц голени и стоп, подошвенных мышц курсами по 15-20 сеансов 4 раза в год. Массаж следует проводить сразу после выполнения тепловых процедур (озокерит, парафин, грязевые аппликации), во время которых в течение 15 минут происходит подготовка мышц, имеющая своей целью более глубокий их разогрев. После массажа проводятся корригирующие упражнения, направленные на формирование сводов стопы. Для закрепления эффекта необходимо использовать игровую лечебную гимнастику, которая заключается в катании стопами цилиндрического предмета, хождение на наружных сводах стоп, подъём по наклонной доске и т. д. Для маленького ребёнка все эти упражнения должны быть отработаны в манере ежедневной игры, в противном случае положительного эффекта не будет, а попытка заставить ребёнка выполнять эти упражнения вызовет лишь негативную реакцию.

При хорошей реакции ребёнка можно использовать в качестве вспомогательного средства элекростимуляцию сводоподдерживающих мышц. У детей старше 7 лет при выраженной слабости связочного аппарата лечение дополняют инъекциями препарата АТФ, приёмами препаратов кальция.

В тех случаях, когда стопы ребёнка сохраняют неправильное, вальгусное (подошва повёрнута кнаружи) положение и вне нагрузки, рекомендуется изготовление гипсовых лонгет (сапожек) в правильном положении для фиксации стопы на время сна.

Немаловажное значение имеет правильное применение стелек и ортопедической обуви. Для детей до трёхлетнего возраста применение ортопедической обуви далеко не всегда показано, так как ортопедическая обувь достаточно тяжела, а связочно-мышечный аппарат недостаточно прочный. Поэтому при легкой степени плоско-вальгусной деформации лучше пользоваться обычной обувью и вкладной стелькой с супинаторами под пятку и выкладкой продольного свода. Стелька с выкладкой поперечного свода у детей до 10 лет применяется только по строгим показаниям. Обувь выбирается с жёсткой пяткой с не зауженной формой носка. Высота каблука 2-3 см. Однако, необходимо знать, что ношение ортопедической обуви предполагает интенсивные занятия по укреплению мышц. В юношеском возрасте плоскостопие не сопровождается значительными изменениями стоп и если деформация не развивается до зрелого возраста, то преобладают функциональные нарушения (боль при нагрузке, ходьбе, беге).

Распознавание ранних стадий статической плоско-вальгусной стопы производится методом ощупывания, позволяющим обнаружить болезненность в определённых местах, характерных для развивающегося плоскостопия.

При развивающемся плоскостопии часто появляются жалобы на болезненность у внутреннего края подошвы. Наличие такой болезненности указывает на начинающееся уплощение продольной части свода. Болезненная точка под наружной лодыжкой, указывает на начинающиеся отклонение пятки кнаружи. Мышечное перенапряжение проявляется местной болезненностью мышц. Таким образом, если ваш ребёнок жалуется на боли в стопе, мышцах, вам обязательно надо обратиться к ортопеду.

К сожалению, визуальный осмотр стоп ребёнка не даёт полной характеристики деформации, так как при этом распознаются только тяжёлые степени и формы с резко выраженными отклонениями пятки. Конечно, если в семье у кого-либо отмечается нарушение стоп, то вероятность возникновения плоскостопия достаточно высока. Так же, если ребёнок относится к группе детей с повышенной растяжимостью связочного аппарата (так называемый диспластический синдром), он требует более тщательного и регулярного наблюдения ортопедом.

Хорошим методом определения степени и разновидности плоскостопия является метод плантографии, то есть отпечатков стоп. Предложено много способов получения отпечатков стоп, наиболее доступный из них – нанесение на подошвенную поверхность стоп раствора бриллиантового зелёного (зелёнки). После нанесения на подошву раствора красящего вещества делают оттиск стопы на белой бумаге. Далее проводятся прямые линии через середину пятки и между III и IV пальцами. В норме при отсутствии уплощения сводов, отпечаток наружного края стопы узкий. Чем шире закрашенная часть, тем тяжелее плоскостопие.

Рентгенологическое исследование стоп при плоскостопии подтверждает и уточняет данные, полученные другими способами исследования. Это наиболее объективный метод исследования, позволяющий установить положение костей стопы в рабочих условиях, для чего весь комплекс снимков проводится в положении стоя в нагрузке. Рентгенологическое исследование позволяет контролировать и правильность коррекции стопы, произведённой с помощью ортопедической обуви или вкладных приспособлений.

Как избежать нарушений формирования стопы? Прежде всего, у ребёнка должна быть хорошая, жёсткая обувь. Начинать носить обувь нужно с 6-7 месяцев, это способствует правильному формированию установки стопы и походки. Ходить в жёсткой обуви следует и дома, и на улице. Профилактика плоскостопия осуществляется так же физическими упражнениями по определённой схеме, то есть лечебной физкультурой. Так как плоскостопие чаще возникает и прогрессирует у детей физически менее развитых, то необходимо специальные упражнения сочетать с общеукрепляющими упражнениями.

Http://www. aistenok. ru/postdetail. php? ID<34634

<"плоско вальгусная деформация стоп"> Плоско-вальгусные стопы у детей

 

 



КОНТАКТЫ
Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!