"Заикание и методы его устранения"

  

Заикание известно человечеству, так давно, как существует человеческая речь. На протяжении веков считалось, что заикание зависит от неправильности в строении органов периферического речевого аппарата. С середины XIX столетия причины заикания стали искать в центральной нервной системе, т. к. стало известно, что у заикающихся нет никаких периферических нарушений в органах речи. В конце XIX–XX века ряд зарубежных и отечественных авторов, которые изучали заикание, высказывали мнение о том, что заикание зависит от психических причин. Заиканием называется такое расстройство речи, когда плавное ее течение прерывается задержками, повторением отдельных звуков и слогов. Такие задержки возникают в следствии мышц речевого аппарата эти судороги могут быть: 1)Клоническими – сокращение речевых мускулов ведет к повторению звуков и слогов; 2)Тоническими – судороги характеризуются сильным и более длительным сокращением, которое приводит к задержке речи. Речевые судороги появляются только в группе мускулов речевого аппарата и только перед началом или во время речи. Клонические судороги продолжаются от доли секунды до 1 секунды, тонические судороги длятся от нескольких секунд и в тяжелых случаях до пол минуты. Речевые судороги могут возникать в любом отделе речевого аппарата: 1)Дыхательном; 2) Вокальном (голосовом); 3) Артикуляторном.



При судорогах мышц в области дыхательного отдела речевого аппарата наблюдаются задержки или прерывистость речи, наступающая всего в начале произносимого слова. Прерывистость речи у этих больных объясняются тем, что происходят судорожные вдыхания, обрывающие речь такие вдыхания вызываются сокращением диафрагмы и напоминают икоту, от этого по-видимому называют заиканием. Судороги мышц в голосовом отделе речевого аппарата весьма редки. Голосовая щель судорожно и полностью закрывается вследствие сокращения мышц смыкающих голосовые связки. Эти судороги обрывают речь. И тогда нет даже звука, получается длительная пауза. Судороги речевых мышц артикуляционного отдела речи наблюдаются в мускулах губ и языка. В ранних периодах заикания преобладают судороги мышц дыхательного отдела аппарата речи. При выраженном заикании и дальнейшем его развитии преобладают судороги артикуляторного отдела (судороги губ и языка). Все судороги речевых мышц нарушают ритм и плавность речи. Встречаются судороги вторичные (сопутствующие). Они наблюдаются в мышцах лица, вызывая различные гримасы, подергивание рук и ног, в мышцах туловища, шеи и головы.



Причины заикания. Заикание чаще возникает в 2–3-летнем возрасте, а так же у детей 4–5 лет, когда у ребенка наполняется речевой словарь (от простых предложений к сложным фразам). Причины заикания бывают первичные и повторные. К первичным относятся острые явления (испуг). Заикание может быть у ребенка после ушиба головы, коклюша ( приступы судорожного кашля). Заикание резко возникает в школьном возрасте и реже у подростков и юношей, обычно заикание возникает в раннем детском возрасте. Среди больных всех возрастов, страдающих заиканием, преобладает мужской пол. Возможно, что этот факт стоит в связи с тем. что моторная функция у девочек лучше выражена, чем у мальчиков.



Методика логопедической работы по устранению заикания ведется по плану проводятся логопедические занятия в течении 9–10 месяцев. На систематически построенных занятиях осуществляется:


Развитие у детей свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи. Устранение недостатков звукопроизношения. Устранение общего недоразвития речи ( если заикание осложнено такой речевой аномалией). Коррекция отклонений во внеречевых процессах, так или иначе связанных с речевым актом (развитие внимание, памяти).

Необходимо научить детей пользоваться свободно, без заикания ситуационной речью, затем и контекстной речью (в отсутствие объекта о котором ведется разговор). Основной смысл занятий по устранению заикания состоит в строго систематическом развитии связной самостоятельной речи. Для этого детей прежде всего нужно научить отвечать лишь на вопросы логопеда, а самим спрашивать и высказываться тогда, когда об этом попросит взрослый. Помимо специальных занятий по устранению заикания, логопед может и должен использовать для устранения дефекта, такие моменты распорядка дня, как подготовка к занятиям, сборы на прогулку и т. д. В этих ситуациях логопед специальными вопросами провоцирует детей на произнесение доступных им фраз, с опорой на конкретные объекты или действия.



Во время занятия необходимо следить за соблюдением одного важного требования: ответы детей не должны повторять ответы их товарищей. А при появлении усталости у детей необходимо, чтобы предупредить появление запинок в речи, обусловленных переутомлением, переключить детей с одного вида работы на другой. Еще одним важным требованием, предъявляемым к речи детей, является ее нормальный темп, а не растянутый и монотонный. При работе с заикающимися детьми следует учитывать, что многие из них легко ранимы, впечатлительны, излишне обидчивы и занятия с ними нужно проводить, все время поощряя подбадривая.



При проведении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. У многих заикающихся детей наблюдается недостатки звукопроизношения. Работа в этом направлении должна проводиться с первых дней. Постановку звуков их автоматизацию и введение в речь следует проводить в подгрупповых занятиях.



В течение 1-го месяца работу по устранению заикания необходимо сочетать с режимом молчания. Это общепринятое название разумеется условно, поскольку полного молчания от эмоционально подвижных, легко возбудимых детей, какими в большинстве случаев являются заикающиеся добиться невозможно.



Наряду со всеми проводимыми занятиями, большое внимание придается развитию движений у заикающихся детей. Физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспитанию согласованности движений, усиливают работу легких и сердца, повышают обмен веществ, создают физические упражнения, бодрое настроение. Лечебной физкультурой является логопедическая ритмика, она представляет систему двигательных упражнений, проводимых музыкальным сопровождением. Музыкально двигательные упражнения способствуют коррегированию общей моторики у детей, эти упражнения благотворно влияют на речь ребенка, а музыкальное сопровождение влияет на его эмоциональное состояние и поведение, таким образом, логопедическая ритмика имеет серьезное значение для перевоспитания личности заикающегося ребенка, для тренировки и коррегирования речевой моторики. На логоритмических занятиях используются игры, чтобы вызвать интересу детей и активизировать их. Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имеет работа логопеда с родителями заикающихся детей. Логопед должен консультировать родителей по вопросам общего и речевого режима ребенка, знакомить с требованиями речи детей, приглашать их на открытые занятия. Дома у ребенка должна быть создана спокойная, доброжелательная атмосфера, изменение волнения вредны для его нервной системы. Необходимо категорически исключить наказания, запугивания, упреки и резкие нравоучения. Не рекомендуется таким детям посещать кино, театры, цирк и другие эмоционально-зрелищные мероприятия.



Планирование работы по заиканию с учащимися начальных классов


Как избавиться от заикания

ЗАИКАНИЕ (продолжение)



3. Симптом заикания как норма у подростков и взрослых. В периодактивного развития эндокринной системы (пубертат) в организме происходит ряд изменений. В частности в области моторики у них отмечается временная дисгармоничность, движения их делаются угловатыми, меняется голос. Со стороны эмоционально-волевой сферы появляется повышенная возбудимость, ранимость, неустойчивость. Понижается нервно-психический тонус. Резко изменяется характер. В возникновении горьких переживаний у подростков приобретает значение главным образом социальный фактор – следовательно, очень значимой становится функция коммуникации. И здесь снова может произойти аффективный срыв, и, как следствие, может возникнуть симптом заикания. Сила, подвижность и равновесие тормозных и раздражительных процессов рассогласуются между собой и происходит сбой в функциональной речевой системе.



У взрослых людей в период каких-либо аффективных переживаний также может появиться симптом заикания.



Однако, также как и в случае с подростками, если патологический стереотип, на модели которого строится программа действия, не закрепляется, то можно рассматривать этот симптом не как патологию, а как внешнее проявление аффекта, проходящее постепенно с понижением аффективной реакции.



III.



Возможные причины возникновения патологического заикания. К причинам заикания еще в XIXвеке относили аффек­ты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери (Хр. Лагузен,1838).



И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Реша­ющую роль И. А. Сикорский отводил наследственности, считая иные психоло­гические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равнове­сие неустойчивых у детей речевых механизмов.



Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс, в качестве причин возникнове­ния заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.



1. Заикание как следствие минимальной мозговой дисфункции. Современное комплексное исследование больных с заиканием разного возраста и с различными сроками заболевания, проведенное в Центре патологии речи и нейрореабилитации(по данным И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинской, Т. В. Фридман и В. М. Шкловского[14]), позволило прийти к заключению, что существенными предпосылками возникно­вения заикания являются наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо-стволовых отделов мозга, развивающиеся как следствие родовых ос­ложнений. Показано, что ведущей причиной возникновения заикания является действие стрессогенных факторов, которые из-за особенностей развития симпатоадреналовой и гормо­нальной систем наиболее опасно для мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет. Неврологическая симптоматика, характеризующая состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной сис­темы, была выявлена на ранних стадиях развития заикания и сохранялась на протяжении всего периода наблюдения. Симптомы, связанные с дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливались с возрастом и наиболее от­четливо проявлялись у взрослых.



Комплексное (неврологическое, психологическое и ЭЭГ) исследование было выполнено на пациентах с синдромом заикания различного возраста и с различным сроком действия болезни. Это позволило авторам данного исследования заключить, что унаследованный дефицит автономной возбужденной системы, и дисфункция мозговой основы и гипоталамических структур из-за родовой травмы – необходимые предварительныеусловиязаикания, а также то, что эмоциональное напряжение – основная причина заикания, и это особенно опасно для мальчиков возраста от 2 до 5 лет из-за особенностей ряда свойств регулирующей доводки нервно-гуморальной системы. Мозговые признаки дисфункции основы наблюдались у всехпациентов независимо от возраста. Признаки промежуточного мозга структурируют дисфункцию, расширяющуюся с возрастом и в связи со сроком действия заикания.



Изменение функционального состоя­ния этой системы у обследованных боль­ных заиканием подтвердилось также данными неврологических и психологи­ческих наблюдений. Так, основными симптомами, отмеченными у всех боль­ных, были множественные вегетативные нарушения, а также недостаточность тех черепно-мозговых нервов, в состав кото­рых входят вегетативные волокна (III, IV, VI, VII, IX, Х пар). Согласно данным пси­хологического обследования эмоцио­нально-аффективной сферы, в 80 % слу­чаев отмечались снижение эмоциональ­ного фона, неадекватное реагирование или эмоциональные пароксизмы.



Ре­зультаты нейропсихологического обсле­дования свидетельству­ют о преимущественной дефицитарности правополушарных высших психичес­ких функций. Эти результаты косвенно подтверждают возможное уча­стие диэнцефальных (в том числе гипота­ламических) отделов мозга в формирова­нии синдрома заикания, так как имеются данные о большей подверженности структур правого полушария влиянию со стороны диэнцефальных регуляторных систем.



2. Возникновение заикания, как следствие особенностей развития симпатоадреналовой и гормональной систем. Согласно данным анамнеза, у всех об­следованных нами больных с заиканием в истории развития были отмечены стрессогенные факторы — сильный ис­пуг (33 %), длительная психическая трав­ма (55 %) и в меньшем проценте случа­ев — высокая температура (физиологи­ческий стресс). Этот факт при сопостав­лении с представленными выше данными комплексного исследования позволил сформулировать гипотезу, согласно ко­торой основной причиной заикания яв­ляется дисфункция гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса под влиянием пережитого стресса. Известно, что именно гипоталамо-гипофизарно надпочечниковый комплекс является основной регуляторной системой, обеспе­чивающей адаптацию организма к условиям стресса.



Предложенная гипотеза позволяет объяснить возрастную и половую специфичность синдрома заикания. Можно предположить, что возникновение заика­ния преимущественно в детском возрасте, и значительно больший процент мальчиков, чем девочек, среди заболевших, объ­ясняется особенностями развития симпатоадреналовой и гормональной систем.



Наиболее уязвимыми для стресса яв­ляются те функциональные системы и органы, которые имеют генетическую или приобретенную предрасположен­ность к повреждению, а также интенсив­но развивающиеся в данный момент структуры.



Именно на период с 2 до 5 лет — наиболее часто встречающийся возраст возникновения заикания — при­ходится скачок в развитии симпатоадреналовой системы, а гипоталамус оконча­тельно созревает к 13 — 14 годам, когда за­канчивается формирование гипоталамо-гипофизарных нейросекреторных свя­зей. Кроме того, в этом возрасте про­исходит интенсивное структурно-функ­циональное созревание коры больших полушарий, в том числе и в ассоциатив­ных речевых зонах, что влечет за со­бой формирование фразовой речи, в свою очередь требующей развития арти­куляционного аппарата. В связи с этим неслучайным представляется совпадение сроков появления симптомов заикания и фразовой речи.



Как уже отмечалось, другим отличи­тельным признаком синдрома заикания является преимущественная предраспо­ложенность к нему мальчиков, что указы­вает на роль половых гормонов в развитии этого заболевания. Действительно, важ­ную роль в реакции организма на стрессо­вую ситуацию играют надпочечники, и те же структуры в детском возрасте до поло­вого созревания секретируют половые гормоны. В то же время под контролем мужских гормонов андрогенов активиру­ется рост гортани, удлинение голосовых складок, меняется голос. Поскольку все эти процессы происходят при участии языкоглоточного ЧМН (IX—Х пары), то можно ожидать, что в условиях стресса, влияющего на состояние гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса, гормональные нарушения приводят к дис­функции гортанно-глоточного аппарата в первую очередь у мальчиков.



IV.



Теоретические представления о механизме нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании. Судорожные проявления (заикание) в двигательном компоненте экспрессивной речи возникающие, как правило, в детском возрасте, свидетельствуют о том, что в период становления функциональной структуры речи ее связи избирательно непрочны по сравнению с другими функциональными системами, которые уже оформились функционально и структурно.



При возникновении заикания у ребенка до появления запинок в речи уже формируются, но еще не автоматизируются артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина – эмоциональный стресс) происходит изменение взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением чего является заикание.



Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации (кинестетической и слуховой), сообщающей действительные параметры результата действия, с возрастом перестраивают всю функциональную систему экспрессивной речи: возбуждается система ориентировочного рефлекса, посылаются дополнительные импульсы к моторным центрам речи, непосредственно не связанные с речевой деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие речи движения мимической и скелетной мускулатуры. Постепенно формируются патологически усиленные обстановочные афферентации.



В возникновении заикания первостепенную роль играют на­рушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обус­ловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее предрасположенностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области вы­сшей нервной деятельности — речи, что проявляется в наруше­нии координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности в данном случае является пер­вичными приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно рефлекторных меха­низмов, которые регулируют деятельность подкорковых образо­ваний. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдви­ги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в меха­низме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта систе­ма от ветственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заика­ния как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний.



Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического раз­вития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.



У взрослых заикающихся появляются отрицательные эмоции под влиянием как реальных, так и ожидаемых и представляемых трудных речевых реакций. У них возникают эмоциональное напряжение, вегетативные нарушения, логофобия и связанное с этими явлениями вторичное ухудшение экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие заиканием на фоне невротических расстройств, а само речевое нарушение можно квалифицировать как невротическое заикание.[15]



1. Развитие невротического заикания. Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех основных периодах.



1. К первому периоду относятся те формы заикания, при которых имеется только начальная судорожность речевых движений и когда ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь переходит в следующий, второй период.



2. Ко второму периоду болезни относятся те затянувшиеся случаи заикания, когда ребенок уже начинает замечать затруднения в своей речи и невольно начинает применять для преодоления этих затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают сопутствующие движения. Усиливается «нервность». Эта форма заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.



3. В третьем периоде болезни, относящемся к подростковым и более поздним годам, на первый план выступают представления о трудности произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь под знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер больного, который приобретает астенические свойства.



4. В четвертом периоде заикание в громадном большинстве случаев начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте заикание наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что было.



Представленные здесь периоды развития заикания в действительности, конечно, не так строго разграничены, переходы постепенны, явления одного периода вплетаются в другой. Есть исключения, когда развитие невроза идет по иным путям.



2. Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы. Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в том числе органическое;



Е. Пи­шон выделяет две формыорганическогозаикания:



– первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциатив­ных волокон и страдает внутренняя речь;



– вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизарт­рии и связана с поражением подкорковых образований.[16]



У больных с заиканием при раннем органическом поражении центральной нервной системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную деятельность, двигательные навыки отстают в развитии в раннем детстве (сидение, стояние, ходьба), и на всю жизнь остается моторная неловкость. Поражение моторной сферы особенно затрагивает речевую систему. На фоне позднего развития речи у таких больных наблюдается множество различных нарушений в произнесении звуков. Это происходит не за счет анатомической недостаточности артикуляционного аппарата, а за счет задержанного или неправильного формирования функционально-структурных связей.



Заикание у детей с органическим поражением центральной нервной системы проявляется часто с самого начала становления речевой функции (именно проявляется, а не появляется). Это становится понятным, если учесть, что речевая кинестезия является основой внутренней согласованности систем речедвигательного анализатора. Становление речи в описанных условиях препятствует формированию нормальных речедвигательных стереотипов, так как с самого начала отсутствуют правильные кинестетические ощущения. Последнее, вероятно, приводит к извращению афферентного синтеза и формированию анормальной программы действия.



Видимо, неправильное формирование функциональной системы речи у больных с органическим поражением центральной нервной системы требует перестройки определенных связей главным образом в моторном отделе речевой функциональной системы. Таким образом, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания идут по органо-функциональному пути, то изменение патологических взаимоотношений в функциональной системе речи должно осуществляться за счет выработки новых речеобразовательных механизмов.



Симптоматика заикания. Выделяя при всем многооб­разии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологи­ческого характера.



На основе физиологических расстройств формируются пси­хологические особенности личности заикающегося, которые усу­губляют заикание, и тогда психологические изменения нередко выступа­ют на первый план.



Впервые наиболее полно симптоматика заикания была пред­ставлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889).



В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологи­ческие) и социальные (психологические).



1. Биологические (физиологические) и социальные (психологические) симптомы. К физиологическим симптомам относятся:



Речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.



К психологическим:



Речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психоло­гические особенности.



Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.



Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыха­тельные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по часто­те. При тоническихсудорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — то­нус: «т-ополь» ( черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука). При клоническихсудорогах наблюдается ритми­ческое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управ­ляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).



В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги делят на: дыхательные, голосовые и артикуляци­онные.



Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:



Экспираторнаяформа (судорожный выдох),



Инспираторная форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),



Респираторная форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).



Судороги в голосовомаппарате характеризуются следующим образом:



- смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые склад­ки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно пре­рывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»);



- размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмол­вие или шепотная речь);



- вокальная, свойственная детям (впервые выделена И. А. Сикорским)[17]. Дети протягивают гласные в словах.



В артикуляционномаппарате различаются судороги:



- губ­ные,



- язычные,



- мягкого нёба.



Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.



Следователь­но, помимо затруднений, обусловленных фонетической приро­дой самих трудных звуков, большую роль играют грамматичес­кие факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмо­ционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при труд­ных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пе­ресказе хорошо подготовленного учебного материала. Извест­ное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.



В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Рас­пространенность фонетико-фонематических нарушений заикаю­щихся дошкольников составляет 66, 7 %, среди младших школь­ников — 43, 1 %, средних — 14, 9 % и старших — 13, 1 %. Среди заикающихся д

 

 



КОНТАКТЫ
Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!