Терапия заикания

  

Существуют Медицинские. Логопедические и Психологические методы коррекции заикания. причем уже очень давно существует мнение, что заикание должно лечится комплексным путем с использованием разнообразных методов. Впрочем, не все использующиеся в коррекции заикания методы равноценны между собой по степени оправданности и эффективности.

В терапии заикания к числу чисто врачебных мероприятий относится Медикаментозная терапия. Сама по себе она, конечно, вообще никак не влияет на речь человека, она только улучшает его общий психический фон. Обычно назначаются противосудорожные, седативные и пр. лекарственные средства. С их помощью можно понизить у человека уровень напряжения, тревожности, раздражительности и т. п. Это может благоприятно отразиться на его речи, но после отмены медикаментов заикание снова усилится до прежнего уровня.

На самом деле медикаментозные средства по настоящему могут понадобиться только тогда, когда у человека очень тяжелое заикание или когда помимо заикания у него есть дополнительные, осложняющие его течение, нуждающиеся в лечении, психические заболевания или те или иные выраженные пограничные состояния.

Между чисто медицинскими и психологическими методами коррекции заикания находятся, так называемые Психотерапевтические методы. Одни из них рассчитаны на то, чтобы воздействовать на психику человека в обход его сознания – это суггестивные методы, или Гипноз. Другие осуществляются на фоне бодрствующего сознания.

По-прежнему одним из популярных методов коррекции заикания является гипноз. Главное декларируемое его достоинство заключается в том, что этим методом гарантируется снятие заикания за один, иногда несколько гипнотических сеансов. Но все дело в том, что исчезнувшее заикание, как правило, через короткий промежуток времени возобновляется.

Суть гипнотического воздействия заключается в том, что на человека (фактически на его бессознательное) осуществляется некоторое влияние (более или менее сильное, в зависимости от суггестивных способностей внушающего). Человеку внушается, что он говорит без запинок, что он не боится говорить, что он уверен в себе. Какое-то время (в зависимости от собственной внушаемости человека) он может удерживаться во внушенном ему самоощущении. И это, конечно, влияет на его речь – он говорит намного лучше или даже совсем хорошо.

Но Заикание. помимо всего остального, это в том числе и, причем, в первую очередь - патологический речевой навык, а навык – вещь очень устойчивая.

Поэтому человек вскоре возвращается к обычной для него манере говорить (потому что он просто не умеет говорить по-другому). Это происходит иногда в момент сильного волнения, а иногда и просто постепенно. Как только запинки возвращаются в речь человека, у него исчезает внушенное ему положительное самоощущение, уверенность в себе испаряется и заикание рецидивирует в полном объеме. Поэтому гипнотическое воздействие обычно осуществляется на фоне разнообразных логопедических и психотерапевтических тренингов.

Мы уже говорили, что эффективность внушения зависит, во-первых, от суггестивных способностей внушающего, во-вторых, от степени гипнабельности (внушаемости) пациента. Но на самом деле высокая внушаемость (когда человек очень легко поддается гипнозу) является крупным недостатком его личности. Внушаемость человека может усиливаться в результате, так сказать, «тренировок». Чем большее число раз человек переживает состояние гипноза, тем более внушаемым он становится, тем более доступным для всех внешних ветров становится его сокровенное внутреннее «Я». Поэтому выбор гипнотического внушения, как метода коррекции заикания, на самом деле зависит от отношения человека к самому себе.

В коррекции заикания широко используется также такой прием, как Аутогенная тренировка (самовнушение). Это - медитативная техника, своими корнями восходящая к восточным традициям медитации. Суть ее заключается в том, чтобы добиться определенного расслабленного состояния мышц тела, а через это прийти к психическому расслаблению. Предполагается, что через это человек научится управлять своим телом, а также своими внутренними психическими процессами.

Во время сеанса аутогенной тренировки речь человека, действительно, резко улучшается, поскольку в этот момент он находится в спокойном, комфортном и расслабленном состоянии. Этому содействует специально подобранная, способствующая релаксации (расслаблению) музыка, определенный тон голоса руководителя сеанса, тихое, размеренное дыхание, отсутствие каких бы то ни было извне отвлекающих или раздражающих факторов.

Но, возникающий в этой ситуации тип речи абсолютно искусственен. Как бы хорошо ни научился человек владеть собой, в момент речи он никогда не будет находиться в таком идеально-блаженном состоянии. Поэтому перенести речевые навыки, полученные через сеансы аутогенной тренировки, в реальную жизнь очень трудно (если вообще возможно).

Существующие сейчас психологические методы коррекции очень разнообразны. Применительно к коррекции заикания используются различные коммуникативные тренинги, рациональная психотерапия, очень большая роль принадлежит телесно ориентированной психотерапии.

Но отдельно взятое психотерапевтическое воздействие редко бывает эффективным. Оно может дать хороший результат, только тогда, когда у человека уже практически нет заикания, и ему мешают жить лишь оставшиеся после него чисто психологические наслоения.

Всякая человеческая функция (и речь в том числе) от простейшей до самой сложной имеет свою четкую внутреннюю структуру. Выполняя привычные действия, мы ее не замечаем, поскольку давно ее усвоили. Но если человек попытается не считаться с этой структурой, любое, самое простое действие рассыплется у него на бессвязные составляющие его фрагменты.

Например, чтобы взять рукой какой-нибудь предмет, человек сначала должен увидеть его. Потом оценить расстояние до него, прикинуть его размер, возможно, определить его вес и форму. После этого ему нужно будет принять решение по поводу того, какой рукой (или, может быть, обеими руками сразу) ему придется брать этот предмет. Затем человек должен в общих чертах представить себе и, в том числе, «проиграть» мышцами траекторию движения к этому предмету своей руки, а также - то хватательное движение, которым он возьмет его. Только после этого он сможет безошибочно выполнить само действие. Если же что-то будет упущено, человек допустит ошибку, например, промахнется или уронит предмет, неловко возьмет его, если же он справится с действием, то движения его будут нецеленаправленными, неуклюжими, не координированными, в них будет много лишнего и т. п.

Разумеется, подобный анализ предстоящего действия происходит у взрослого человека в «свернутом» виде и им не осознается (это называется автоматизированным навыком), но у маленьких детей, которые только осваивают структуру какого-либо нового действия, эта поэтапность его выполнения достаточно хорошо заметна.

Можно привести и другой пример. Вы наверняка встречали людей с плохой, некрасивой походкой. Отчего у них такая походка? Они просто неправильно переносят вес тела с одной ноги на другую, неточно центрируют свое тело, неправильно размещают его в пространстве и т. п. то есть нарушают, внутренне присущую правильной гармоничной походке структуру движений и действий.

Заикание очень напоминает плохую походку. Если бы походка была так же близка к ядру человеческой личности и так же значима в общении, как речь, у человека несомненно бы формировался какой-нибудь «походочный невроз». От понимания того, что у него ужасная походка, такой человек спотыкался бы на каждом шагу.

У человека существует и определенная, очень четкая структура мышления (она описывается в логике), если она нарушается, мышление просто разваливается на куски, и после этого оно так и называется - бессвязным.

Для того, чтобы нормально говорить, человек должен делать это в соответствии (а не вопреки) с теми естественными, физиологическими механизмами, по которым только и способна протекать здоровая речь. Эти «речевые законы» очень жестки. А вся беда в том, что заикающийся человек в своей речи часто использует такие способы произношения, которые просто противоположны тем, которые для речи естественны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его речь на самом деле рассыпается на отдельные повторяющиеся речевые фрагменты (при заикании могут повторяться звуки, слоги, а при тяжелых формах заикания даже части слов).

Выстраивание речи по присущим ей внутренним законам осуществляется использованием разнообразных логопедических методов, их очень много, они далеко не все равноценны между собой по степени эффективности воздействия, описание их заняло бы очень большое пространство, и мы не будем здесь на них подробно останавливаться.

Таким образом, для того, чтобы успешно преодолевать заикание всегда приходится использовать (причем в различных сочетаниях) разнообразные приемы и методы коррекции.

<"коррекция заикания"> Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания: из опыта работы. // Дошкольное воспитание, // Педагогическая библиотека

 

 



КОНТАКТЫ
Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!