Народная медицина абхазов - Страница 1

  

С. Г. АРШБА



НАРОДНАЯ



МЕДИЦИНА



АБХАЗОВ


Народная медицина абхазов - Страница 1

Российская академия наук



Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая



С. Г. АРШБА



НАРОДНАЯ



МЕДИЦИНА



АБХАЗОВ



Москва



2007



За осуществление издания данной книги издатель благодарит Аршба Александра Ионовича.



Научный редактор:



Ю. Д. Анчабадзе - кандидат исторических наук



Рецензенты:



Аршба С. Г. Народная медицина абхазов.



М., 2007. - с.



В книге рассмотрен широкий круг вопросов, позволивший раскрыть характерные особенности медицинской культуры абхазов. Работа написана на основе полевых материалов автора, а также архивных, литератрурных и фольклорных данных. Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей.



ISBN



© Институт этнологии и антропологии РАН, 2007 © Аршба С. Г., Москва, 2007



В В Е Д Е Н И Е



При историко-этнографическом изучении народной медицины народов мира следует учитывать, что ее истоки уходят в древнейшую историю человечества. Современной этологии хорошо известно об умении высших позвоночных заниматься «самолечением»: раненые особи зализывают кровоточащие раны, в случае ожогов пораженные места доступными способами охлаждаются и т. д. Исходя из этого, можно предположить, что рефлекторные навыки и приемы лечебных действий входили в тот арсенал знаний, который сопутствовал человеку уже на самых ранних стадиях антропосоциогенеза. С дальнейшей эволюцией процесса сапиентации лечебные навыки усложнялись и к эпохе верхнего палеолита достигли весьма высокого уровня. Во всяком случае, первобытной археологией зафиксированы случаи прижизненного вмешательства с лечебными целями в деятельность человеческого организма, вплоть до операций по трепанации черепа.



Народный опыт стал основой для зарождения научной медицины. Последняя еще долгое время была тесно связана с традиционными представлениями и методами врачевания. Однако постепенная сциентизация эмпирических данных, их последующее накопление, развитие и обобщение способствовали окончательному отрыву профессиональной медицины и ее оформлению в качестве самостоятельной сферы научного знания и практики. Это ознаменовало величайший рубеж в социальнокультурной истории человечества, стало одним из факторов его прогрессивного демографического развития.



Одновременно наметился, и все более углублялся разрыв между социально-культурными сферами функционирования научной медицины и народного врачевательства. Последнее оттеснялось на периферию социальной практики, что порой осуществлялось насильственными методами, включавшими в себя административные гонения, уголовное преследование, идеологическую дискредитацию и т. д. Тем не менее народная медицина продолжала функционировать.



Более того, нельзя не согласиться с мнением Ю. В. Бромлея и


А. А. Воронова о том, что «народная медицина, как и любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры каждого народа, в том числе его духовной культуры» [Бромлей, Воронов, 1976. С. 3].



Между тем изучение духовной культуры всегда было актуальной задачей этнографической науки. Столь же актуальным было и изучение народной медицины как важного компонента духовного бытия этноса. Значительный импульс для развития этого направления был дан на состоявшейся в Ленинграде в 1975 г. Всесоюзной научной конференции этнографов и антропологов, которая была специально посвящена итогам полевых исследований в области народной медицины. Думается, что итоговые рекомендации конференции, призвавшей интенсифицировать исследования этой сферы духовной культуры, и сегодня не потеряли своей актуальности, хотя следует признать, что уровень разработки проблемы не соответствовал ее научной значимости и практической актуальности.

Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!