Причины нарушения прикуса у детей. Консультация для родителей

  

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРИКУСА У ДЕТЕЙ

В специальной педагогической литературе термин «анатомические дефекты органов артикуляционного аппарата» объединяет органические нарушения костного и мышечного строения подвижных и неподвижных органов звукопроизводящего отдела периферического аппарата речи: верхней и нижней челюстей с расположенными на них зубами и альвеолярными отростками, твердого и мягкого неба, языка и губ (органов, образующих ротовую полость, или так называемый ротовой резонатор, а также носовой полости и носоглотки.

Данные анатомические аномалии могут осложнять не только процесс артикулирования звуков речи, но и функцию жевания и глотания (следовательно, в некоторой степени и функцию пищеварения, а также в ряде случаев – дыхательную функцию. В то же время при нарушениях функции некоторых подвижных органов артикуляции (языка, губ, обусловленных, например, недостаточной иннервацией периферического аппарата речи, могут наблюдаться привычные патологические позы этих артикуляционных органов: прокладывание языка между зубами в состоянии покоя, а также во время процессов жевания, глотания и речи; нарушение тонуса губной мускулатуры, вследствие чего не оказывается достаточного давления на зубы со стороны губ, необходимого для нормального формирования зубных рядов, и т. д. Эти патологические позы могут отрицательно влиять на развивающуюся зубочелюстную систему ребенка.

Доля наследственных аномалий зубочелюстной системы невелика – 14 % от общего числа. Значительно чаще отмечаются дефекты зубов и челюстей, обусловленные нарушением обмена веществ формирующегося организма ребенка под действием неблагоприятных факторов внешней среды в пренатальный и постнатальный период. В патологический процесс вовлекаются железы внутренней секреции, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен. Наиболее тяжелые нарушения наблюдаются при рахите. Это может быть спровоцировано различными факторами: токсикозом матери во время беременности, эндокринными расстройствами, болезнями сердечно-сосудистой системы, дисфункциями коры надпочечников, щитовидной и паращитовидной желез, передней доли гипофиза, гипоплазией кожных потовых желез, инфекционными заболеваниями матери и ребенка, алкоголизмом и курением родителей, сильными стрессами и профессиональными экологическими нарушениями (работа с лаками, красками, химическими реактивами) матери в период беременности и т. д. Такие же патологические факторы могут обуславливать проявление речевых рас-стройств.

Пороки развития зубочелюстной системы и ротовой полости, при которых затрудняется откусывание, пережевывание, глотание пищи, могут ухудшить пищеварительную функцию, что приводит к ослаблению формирующегося организма ребенка и затрудняет его адаптацию к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Появление деформаций строения органов артикуляции и речевых расстройств может быть обусловлено патологией в родах. В некоторых случаях при неправильном проведении родовспомогательных мероприятий, применении специальных приспособлений (щипцов, вакуума и т. п. приводящих к родовой травме, могут наблюдаться повре-ждения как нервной системы, так и костно-мышечного аппарата челюстно-лицевой области младенца.

Так же одной из причин развития деформаций зубочелюстной системы является искусственное вскармливание, при котором нарушается процесс сосания, обеспечивающий на ранних этапах жизни малыша нормальное формирование костно-мышечной системы челюстно-лицевой области и ее двигательных функций.

Часто патологии развития зубоче-люстной системы могут возникать вслед-ствие нарушений носового дыхания, обу-словленных заболеваниями органов дыхания и проявляющихся в недостаточной или полной непроходимости носовых ходов. Носовое дыхание нарушается вследствие аденоидных разрастаний, увеличения миндалин, хронических ринитов, тонзиллитов и т. д. в связи с чем ребенок вынужден дышать ртом.

При нормальном носовом дыхании во время вдоха в полости рта образуется отрицательное давление, а в момент выдоха – равномерное положительное. В результате такого уравновешенного давления развивается нормальная форма челюсти. При ротовом дыхании эти условия нарушаются, и верхняя челюсть формируется при постоянном сдав-ливании, что приводит к образованию раз-личных патологий ее строения.

Необходимо так же учитывать, что нарушения функции носового резонатора, наблюдающиеся при этом, отрицательно сказываются на речевой деятельности, в частности, обуславливают расстройства тембра голоса и затрудняют дифференциацию носовых и ротовых звуков в речи.

Кроме того, значительная роль в появлении зубочелюстных аномалий отводится вредным привычкам, отмечающимся у детей и подростков. Выделяется три группы вредных привычек: 1) сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних предметов; 2) аномалии функций: неправильное глотание и привычка надавливать языком на зубы, нарушение функции жевания, ротовое дыхание, неправильная речевая артикуляция; 3) фиксированные позы, определяющие неправильное положение нижней челюсти и языка. Вредные привычки часто сочетаются с невротическими состояниями, нарушениями сна, слабовыраженными фобиями, вегетативными расстройствами, астеническими состояниями, инфантилизмом.

Отмечается, что привычное непра-вильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак) способствует несимметричному развитию челюстей, чаще одностороннему сужению зубных дуг, смещению нижней челюсти. Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом ее мышцы заходятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти; при высоком изголовье спального места голова ребенка нагибается вперед, мягкие ткани шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед) .

К развитию аномалий прикуса пред-располагает также неправильная посадка за столом, партой, привычка поддерживать голову ладонями или опираться одновременно на локоть и подбородном на руку.

Кроме того, причиной, обуславливающей как нарушение осанки, так и патологии зубочелюстной системы, могут быть мышечные дистонии, приводящие к недостаточности функции мышц тела и челюстно-лицевой области. У детей со сколиозом аномалии зу-бочелюстной системы встречаются в 74 % случаев.

Еще одной причиной, которая может спровоцировать как патологии зубочелюстной системы, так и речевые расстройства (при органическом поражении нервной системы, являются ушибы и травмы головы (в частности, челюстно-лицевой области). Ушибы и травмы головы в любом возрасте могут привести к потере зубов, травмированию их зачатков, нарушению целостности костно-мышечного аппарата лицевой обла-сти, а также в достаточно тяжелых случаях (при черепно-мозговых травмах) к пораже-нию отдельных участков головного мозга, что может вызвать серьезные нервные, психические, двигательные и речевые расстройства.

Таковы основные, но далеко не все этиологические факторы, предрасполагающие к появлению нетяжелых, но достаточно выраженных деформаций зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки и в ряде случаев – к речевым расстройствам, в частности, к дефектам фонетического оформления речи.

<"нарушения прикуса"> Нарушения прикуса || Общество || E-News: новости Украины и Мира

Когда стискиваешь зубы, они должны плотно смыкаться. Под правильным прикусом понимают такое положение челюстей, при котором верхние зубы слегка перекрывают нижние.

Впрочем, правильным прикусом могут похвастаться очень немногие. По данным стоматологической статистики, только 10% населения земли «кусают как надо».

Глубоким — верхние зубы перекрывают нижние больше чем на половину их длины;

Открытым — большинство зубов верхней и нижней челюсти не смыкаются;

Дистопия (к примеру, клыков) — зубы стоят не на своём месте в зубном ряду (выше, ниже или сбоку).

Причина

Самая главная причина — генетика, неправильный прикус передается от родителей детям.

Вторая причина — перенесенные в детстве хронические заболевания (ринит, аденоиды), при которых ребенок привыкает дышать не носом, а ртом. Если рот постоянно приоткрыт, на его нижнюю челюсть не отказывается нужного равномерного давления со стороны языка и щек, и происходит задержка в развитии нижней челюсти.

Развитие неправильного прикуса часто связанно с вредными привычками у детей — сосание пальцев, языка, ручек и длительное использование соски (больше 1-1,5 лет).

Определенную роль может сыграть раннее удаление молочных зубов, несоответствие размера зубов (крупные) и челюсти, а также нарушение выработки гормонов щитовидной железой.

Чем опасно?

Как это не парадоксально, неправильный прикус часто становится причиной не только нарушения дикции, но и головной боли, заболеваний ухо-горла-носа, болезней желудка и т. д.

При неправильном смыкании зубов или отсутствии контакта между ними пища плохо пережевывается и не перерабатывается должным образом. Это приводит к различным заболеваниям внутренних органов.

Диагностика

Если вы заподозрили у себя неправильный прикус, обратитесь за консультацией к врачу-ортодонту.

Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, это можно делать до тех пор, пока во рту еще есть свои зубы. Однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

Врач осмотрит зубы пациента и назначит обзорный рентгеновский снимок зубов обоих челюстей. И в тот же день можно приступать к исправлению неправильного прикуса.

Лечение

Зубы не намертво прикреплены к челюсти, их можно двигать. Аккуратно и медленно. Для этого существуют различные приспособления съемные и несъемные.

К съёмным аппаратам относятся всевозможные пластинки. каппы и т. д. к несъемным брекеты.

Новейшие профилактические аппараты — трейнеры позволяют начать раннее лечение растущих детей, устраняют миофункциональные нарушения, вредные привычки, способствуют выравниванию зубов на этапе их прорезывания и улучшают лицевые признаки. Это единственный аппарат, не требующий круглосуточного ношения, ребёнок одевает его только на ночь и не испытывает целый ряд комплексов из-за нарушений дикции, вкуса, внешнего вида.

<"нарушения прикуса"> Исправление прикуса. Исправление зубов

 

 



КОНТАКТЫ
Народная медицина не может быть основным методом лечения! Обращайтесь первый делом к квалифицированному врачу во избежании потери здоровья и времени нужного на лечения!